Аэропорт Домодедово, некогда федеральная собственность, выставлен на продажу. В самом по себе этом факте вроде бы нет ничего предосудительного. Судьба любой собственности прямо зависит от воли ее хозяина, который вправе продать ее кому угодно, лишь бы он ею владел и распоряжался законно. Подтвердить или опровергнуть это может юридическая родословная собственности. Нужно учесть, что титул федеральной собственности присваивается не каждому и не любому имуществу государства, а только стратегическим объектам.
В марте 2006 года Распоряжением Правительства РФ таковым признан аэропорт Домодедово, который отнесен к категории критически важного для национальной безопасности объекта федерального уровня. Позднее, в марте 2008 г. в перечень аэродромов федерального значения, обеспечивающих осуществление полномочий Российской Федерации в области международных воздушных сообщений, был включен аэродром аэропортаДомодедово. Почему же, несмотря на столь высокие юридические регалии, объекты недвижимости аэропорта Домодедово теперь не федеральная собственность, а собственность кипрской компании «АСЬЕНДА ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД». В нее входят более 300 объектов недвижимости аэропорта, включая аэровокзальный комплекс и объекты топливно-заправочного комплекса. Это еще не все. Земельный кодекс РФ, строго на строго запрещает предоставлять в частную собственность находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные для нужд транспорта. Вопреки ст.27 ЗК РФ в частной собственности кипрской компании в границах землеотвода аэропорта Домодедово находится 4 земельных участка общей площадью 4,15 гектара.
До начала приватизации Домодедовского производственного объединения в 1996 году весь аэропорт Домодедово был собственностью государства. Теперь же аэропорт кипрская собственность, где установлена государственная граница Российской Федерации и осуществляется российскими пограничниками таможенниками паспортный, таможенный, валютный и иной контроль. Самое удивительное, что все это происходит в международном аэропорту, осуществляющем полномочия Российской Федерации в области международных воздушных сообщений и имвладеет не государство, как того требует Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., а иностранный собственник. Потрясающе, но пассажиры аэровокзала, оказываются не на российской, а кипрской земле!? Ведь теперь аэровокзал аэропорта Домодедово - собственность кипрской компании. Второго международного аэропорта с таким абсурдным статусом собственности в мире нет. Как правило, государства, стоя на страже общественных интересов, цепко держат собственность таких аэропортов при себе и близко к ней не подпускают никого, кроме себя. К этому их обязывает стратегическое значение международного аэропорта, а также конституционные и международно-правовые обязательства, которые несет государство - собственник подобных аэропортов. В эти обязательства входит поддержание и развитие экономики аэропортов, создание привлекательных условий для инвесторов, но делается это без утраты жесткого контроля над единым технологическим имущественным комплексом аэропортов. В России сделано все ровно наоборот и яркий пример тому - аэропорт Домодедово.
В период бурного увлечения приватизацией всего и вся интересы приватизации были поставлены выше интересов национальной безопасности и интересов общества. Примат приватизации над стратегическими и национальными интересами в сфере аэропортов признан Указом Президента от 24 декабря 1993 г., запретивший приватизацию только аэродромов федерального значения и объектов управления воздушным движением и этим ограничился, а приватизации аэропортов был дан зеленый свет. При этом было проигнорировано, что аэропорт, согласно ст.40 Воздушного кодекса включает аэродром, является неделимым государственным имуществом и выведение из его состава аэродрома, аэровокзала и т.д. ведет к утрате смысла целевого назначения аэропорта. Так по вине государства в 90-е была поощрена приватизация части имущества федеральных стратегических объектов аэропортов, чем и воспользовались сметливые приватизаторы тех лет, а это привело, в конечном итоге, к юридической капитуляции федеральной собственности аэропорта Домодедово, превращения ее в иностранную собственность. Указ 1993 г. был принят в условиях отсутствия международно-правового фильтра, проверяющего соответствие новых российских законов международным обязательствам России. Такого фильтра нет и сейчас. Именно поэтому приватизация аэропорта Домодедово была осуществлена без анализа ее совместимости с обязательствами по международному праву, общественными, экономическими и стратегическими интересами Российской Федерации.
Как аэропорт федерального значения Домодедово выполняет важные публичные функции по обеспечению интересов общества в сфере воздушных перевозок и обороны? Чикагская конвенция исключает полную независимость «международного аэропорта» от государства и возлагает на него основную ответственность за соблюдение и исполнение обязательств в этой области. Между тем приватизация аэропорта Домодедово привела к тому, что публичные функции, возложенные на аэропорт Домодедово, бесконтрольно осуществляют вместо государства иностранные компании, что прямо противоречит Конституции РФ и международному праву. Какую же выгоду принесла государству приватизация аэропорта Домодедово? Конечно, аэропорт в последние годы изменился в лучшую сторону. Но наивно считать, что он похорошел за счет исключительных усилий кипрского собственника и управленцев с острова Мэн. Из кармана государства на содержание Домодедовоежегодно выделяется огромные бюджетные средства, которые вкладываются в кипрскую частную собственность и обогащают иноземного арендатора. Что имеет от этого государство, что оно получает за аренду аэродрома? Одни долги. Арендодатель ФГУП «Администрация аэропорта Домодедово», сдающий аэродром и прочую федеральная собственность аэропорта, задолжал более 977 млн. рублей арендатору ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», акции которого принадлежат компании с острова Мэн. Копеечная арендная плата в 93 мл.рублей в год смехотворна по сравнению с миллионными доходами, получаемыми иностранным собственником от эксплуатации Домодедово, бурным потоком уходящими за рубеж.
Таким образом, бывшая федеральная собственность справно обогащает таинственных иностранных собственников с островов Мэн и Кипр, но не российскую казну, которая взамен ничего, кроме долгов, от иностранного арендатора не получает. Более того, иностранный собственник планирует взять в кредит еще один миллиард рублей, за который в конечном итоге будет расплачиваться, как и за прошлый кредит, российское государство, российский налогоплательщик. По-прежнему российские деньги будут вкладываться в кипрскую собственность, а в должниках будет государство и российский налогоплательщик.
Приватизация Домодедово в том виде как она была осуществлена, означает юридическую капитуляцию федеральной собственности, предназначенную обеспечивать интересы общества и государства, ведет к оккупации национальных стратегических объектов иностранным собственником. Допущенное государством головотяпство, поощряет захват других аэропортов федерального значения таким же образом, широкому клонированию домодедовского опыта по всей стране. Странное дело, территориальные претензии на Курилы успешно отвергаются, а здесь ключи от воздушных ворот столицы попали в руки чужеземцев и власть этот факт не беспокоит и не тревожит, так же и то, что при такой приватизации пущены под откос международные обязательства Российской Федерации, вытекающие из Чикагской конвенции 1944 г. в области международных аэропортов. Таковы особенности национальной приватизации аэропорта Домодедово, довольно живописно описанные в отчете Счетной палаты РФ в апреле прошлого года и где довольно четко и ясно расставлены все точки над i. Несмотря на это, государство бездействует и ничего не предпринимает для восстановления суверенной господства федеральной собственности аэропорта Домодедово, участвующего в осуществлении полномочий Российской Федерации в области международных воздушных сообщений, что идет в разрез с интересами национальной безопасности, правам и законным интересам российских граждан граждан, противоречит международному праву.
А.Капустин, д.ю.н., профессор, Президент Российской ассоциации международного права;
А. Моисеев, д.ю.н. декан факультета «международное право» Дипломатической академии МИД РФ
В.Бордунов, профессор кафедры международного частного права Дипломатической академии МИД РФ, эксперт ИКАО
Сергей Гаврилов, Председатель Комитета по собственности Государственной думы: «Ситуация с аэропортом Домодедово выглядят по крайней мере странной и крайне запущенной. Недопустимо, когда российский пассажир аэровокзала de jure оказывается на кипрской территории. Думаю члены нашего комитета приложат все усилия, чтобы Россия не выглядела посмешищем в глазах остального мира»
От редакции:
Аэропорт Домодедово при активном покровительстве Грефа, Татьяны Дьячено и первого зам. ФАС Валова был приватизирован компанией Ист-Лайн в 1997-98 г., и заодно этой же компании был сдан в аренду аэродром Домодедово на 75 лет.
Сейчас Ист-Лайн сгинула, и где-то в период 2001-2004 от нее тихой сапой аэропорт перешел кипрской компании, которая теперь выставила на продажу аэропорт. Есть отчет Счетной Палаты по Домодедово и Шереметьево на ее сайте. Опубликован в ноябре. Там и содержатся подтверждения двусмысленности статуса собственности аэропорта Домодедово. По этим причинам Люфтганза уходит из Домодедово. То же самое делает Трансаэро.
Вся эта ситуация сложилась из-за распила имущества федеральных аэропорта на две части: аэропорт и аэродром. В результате такой ампутации лакомая часть -аэропорты были открыты для приватизации, чего делать было нельзя. Федеральный аэропорт технологически неделим, но это обстоятельно не было учтено, также и то, что это стратегический объект. Этот особый статус накладывает запрет на его приватизацию, что было в 1993 году проигнорировано.
Вообще с приватизацией стратегических объектов беда. По дурости законодателя под приватизацию попали многие предприятия оборонного комплекса. Теперь рвем волосы.
>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.