Разгон на Пушкинской положил начало новой реальности в отношениях власти и оппозиции
То, что акция оппозиции на Пушкинской площади может закончиться задержаниями, было понятно с самого начала. В центр Москвы съехались бригады ОМОНа, а полицейские предусмотрительно надели каски. Такого не было ни на одном из последних массовых митингов, как протестных, так и прокремлевских. Власть применила силу, а оппозиционеры в свою очередь прервали традицию мирных массовых выступлений. Возможность ее возобновить теперь вызывает обоснованные сомнения.
С чего все начиналось? Митинг в соответствии с регламентом закончился в 21.00, депутат «СР» Геннадий Гудков призвал людей дружно расходиться и не толпиться у входов в метро. Перед этим со сцены выступали представители оргкомитета митинга, известные оппозиционеры и экс-кандидат Михаил Прохоров. Владимир Рыжков зачитал очередную резолюцию с требованиями протестующих, которая отличалась от всех предыдущих только пунктом об отмене результатов президентских выборов. После официального окончания митинга площадь покинули лидеры ПАРНАСа Борис Немцов, Владимир Рыжков и Михаил Касьянов, шахматист-оппозиционер Гарри Каспаров, эколог Евгения Чирикова, журналист Сергей Пархоменко, отец и сын депутаты Геннадий и Дмитрий Гудковы и другие активисты протестного движения. Рядовые несогласные тоже в большинстве разошлись, из примерно 15 тысяч собравшихся на Пушкинской осталось около полутора. На фонтан залезли блогер Алексей Навальный, координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, один из лидеров «Солидарности» - Илья Яшин и, разумеется, «гарант» Илья Пономарев.
О том, что после митинга акция продолжится, речи не шло. Единственным намеком на дальнейшее развитие событий стали слова Удальцова, который заявил, что не уйдет с Пушкинской, пока из Кремля не уйдет Путин. Ну сказал и сказал, никто всерьез это не воспринял, толпа ответила на заявление оппозиционера вялыми криками поддержки. Однако, уже стоя на фонтане, Удальцов и Пономарев стали призывать людей не расходиться. Объявляли в мегафон, что это встреча с депутатом и власти не могут ее запретить, призвали собравшихся свернуть флаги и транспаранты. Скандировали, как водится, «Путин-лыжи-Магадан» и говорили о намерении стоять до победного. Удальцов объявил «открытый микрофон», и на импровизированную трибуну стали подниматься гражданские активисты. Когда из толпы начали звучать вопросы о том, есть ли палатки и будут ли ставить, вокруг площади, сцепившись руками, закружили омоновцы. И тут мы переходим к вопросу: насколько адекватно действовали в сложившейся ситуации стражи порядка? Они оттесняли людей с площади и в громкоговорители призывали расходиться. Тех, кто сопротивлялся, оттаскивали, волочили за ноги. Блогеру Алене Поповой даже сломали руку (предположение о том, что хрупкая девушка оказывала активное сопротивление, абсурдно). Мели и гражданских активистов, и представителей СМИ. Но сказать, что полицейские устроили на площади побоище, нельзя. Очевидно, что такой установки у них не было. Оттесняя людей по кругу, они стали приближаться к фонтану. «Беремся за руки и приседаем», - командовал Удальцов. Но «сцепка» не помогла. С фонтана стянули протестующих, Яшина, Навального и Удальцова уволокли в автозаки и развезли по ОВД. Всего на площади задержали около 250 человек. Правда, власти не стали проявлять чрезмерную жесткость и отпустили их до решения суда. Суд над задержанными состоится 15 марта, уже после следующей акции, намеченной на 10-е. Критики властей утверждают, что разгонять людей не было необходимости, постояли бы часа два и разошлись бы сами. В худшем случае на площади осталась бы пара десятков человек.
- Я лично договаривался с полицией о том, что люди на некоторое время задержатся на площади, и никакого противодействия со стороны стражей порядка не было, - заявил вернувшийся на площадь после разгона акции депутат Геннадий Гудков.
Илью Пономарева в итоге не задержали, но тоже утащили с применением силы, депутат намерен подать жалобу.
Почему не все оппозиционеры присоединились к несогласованной акции и обсуждалась ли она заранее?
- На оргкомитете мы говорили только о согласованном митинге, - поясняет Борис Немцов. - А после решили действовать каждый на свое усмотрение. Многие, включая меня, пошли к Кремлю, хотя там тоже дежурили омоновцы, нам удалось дойти спокойно, в других группах были задержания.
Многие члены оргкомитета (среди них Владимир Рыжков) отказались комментировать случившееся. Теперь силы будут направлены на то, чтобы согласовать шествие, намеченное на 10 марта. Где оно будут проходить и какое количество участников заявят оппозиционеры, пока не ясно. Этот вопрос они также обсуждать отказались, видимо, помня опыт Пушкинской. Их позиция менялась несколько раз, часть гражданских активистов высказывалась за несогласованную акцию на Манежной, другие хотели идти на спокойную Болотную, а организаторы приняли (как им казалось) компромиссный вариант.
- Мы будем дальше искать разные варианты протеста, - заявил Сергей Удальцов. - Власти действуют жестко и неадекватно, но мы не собираемся сдаваться. Что касается вчерашней акции, то это была личная инициатива участников, и я нисколько не осуждаю тех, кто ушел после окончания митинга.
Что станет с протестным движением, пока не ясно, но ситуация складывается не в пользу оппозиционеров, люди расколоты, расстроены, местами побиты. Устраивавшая всех мирная, цивилизованная Болотная может больше не повториться.
> < ="originalAuthors">Анастасия Родионова>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.