Авторизация
 
  • 10:30 – Россияне стали лучше платить по ипотеке 
  • 10:02 – Налоговая случайно перечислила 76 млн рублей на счет женщины 
  • 01:37 – Встреча лидеров 11 стран ЕС и Турции отменена из-за теракта в Анкаре 
  • 15:07 – Зак Эфрон снимется в фильме об убийстве Кеннеди 

Александр Веретельный: мне предлагали большие деньги

< =" ">

Мы спросили у Веретельного, почему русский тренер приносит победы Польше

Сильнейшую лыжницу современности - олимпийскую чемпионку польку Юстину Ковальчик - подготовил наш бывший сооте-чественник Александр Веретельный. А другой его воспитанник, Томаш Сикора, еще 15 лет назад выиграл чемпионат мира по биатлону. В прошлом году Веретельного выбрали «тренером года» и «тренером десятилетия» в Польше. Со знаменитым спортивным наставником побеседовал корреспондент «Труда».

Из танка - в спортроту

У Александра Веретельного удивительная судьба. Он родился в Финляндии, в городке Порккала-Удд: там проходил службу его отец, который сам родом из Белоруссии. Вскоре семья Веретельных переехала в городок Щучинск - один из немногих лыжных центров Казахстана. Так что лыжами Веретельный увлекся с детства. Попадал в юниорскую сборную Казахстана, но когда пришло время служить в армии, до взрослой сборной республики еще недотягивал.

- Так что первые полгода я провел в обычных танковых войсках, - начал свой рассказ Александр Веретельный. - Потом меня забрали в спортроту - не без помощи знаменитого Ивана Гаранина. Но мне пришлось перейти на биатлон.

После армии Веретельный поступил в Алма-атинский физкультурный институт. Но из-за хронической травмы спины пришлось делать большие перерывы в тренировках, и со второго курса он стал помогать наставнику сборной вузов Казахстана Владимиру Афанасьеву, а затем начал тренировать уже самостоятельно. Ставил биатлонистам стрельбу, бег, еще сервисменом был, оружие подгонял и ремонтировал. В Казахстане проработал четыре года, а потом поступил в аспирантуру в Москве.

Сборная шахтеров

- Я целый год провел в Москве, где познакомился с гражданкой Польши Барбарой Пионтковской, она со мной училась в аспирантуре. Барбара после нашей свадьбы уехала в Польшу. Потом приехал туда и я, легко получил вид на жительство и право на работу. Меня пригласили в Валбжих - в шахтерский спортивный клуб. В Польше тогда были тяжелые времена - продукты по карточкам распределяли. Меня оформили на ставку шахтера, потому что на тренерскую зарплату сложно было прожить. Через два года мои парни стали выигрывать национальные чемпионаты. Из восьми воспитанников шестеро вошли в состав сборной Польши по биатлону. До той поры костяк сборной составляли армейские спортсмены. А биатлонисты из Валбжиха не могли стать армейцами, потому что шахтеров тогда освобождали от воинской службы.

Зачисление польских биатлонистов на шахтерские ставки было хорошим стимулом для работы. Веретельный говорил им: «Выбирайте: или в четыре утра ехать на шахту, спускаться под землю и там в пыли работать, или же трудиться тяжело, но на свежем воздухе и в азартной погоне за результатами».

Славянки против скандинавок

- Проблемы у нас начались вместе с высокими результатами сборной Польши, - продолжает Александр. - Вокруг команды стало появляться все больше «деловых людей». После каждого успеха нам выделяли деньги, но эти деньги уплывали неизвестно куда. Я все это жестко и громко критиковал. Свою порцию неприятностей получил после Олимпиады в Нагано 1998 года. Еще до Игр было решено меня уволить - все об этом знали, кроме меня самого.

И выгнали. Полтора года Александр просидел без работы. Но прокуратура заметила нарушения в федерации - тогда многие повылетали со своих постов. И руководители лыжных гонок вновь пригласили Александра.

В 2000 году ему пришлось создавать новую сборную по лыжным гонкам. Будущей звезде Юстине Ковальчик было тогда 16 лет. Сначала Веретельный работал со всем составом сборной, а потом переключился на четверку сильнейших. В Стокгольме в индивидуальных гонках два поляка и Юстина попали в финалы. Это в лыжном мире произвело сенсацию. Двое спринтеров ушли от Веретельного к другому тренеру - занятия показались им слишком тяжелыми. Правда, один из них, Матей Кречмер, вернулся и теперь составляет Юстине компанию, особенно когда надо тренироваться высоко в горах. В Закопане, например: там ведь и медведи встречаются. А вот девушкам, по словам Веретельного, непросто тренироваться вместе с Юстиной.

- Отношения между ними хорошие, - рассказывает Александр. - Но на тренировках они не выдерживали нагрузок, которые выполняла Ковальчик. Они заканчивали работать на час раньше нее. Юстина приходит в номер грязная, а они уже помылись, подушились и благоухают. Юстина, будучи неимоверной трудягой, не понимала: как можно бросать упражнения, а уже спустя полчаса копаться в интернете и веселиться?

Если говорить о соперницах, то наиболее близкие отношения, по словам Веретельного, у Ковальчик сложились именно с россиянками.

- Юстина со многими россиянками дружит, часто с ними ходила на дискотеки или банкеты после турниров. А вот скандинавки на трассе ведут себя довольно нагло. Мне кажется, их тренеры много времени уделяют воспитанию бойцовского духа и даже отработке не совсем честных приемов. И судьи нередко применяют политику двойных стандартов: наказывают чаще Ковальчик или россиян, но не норвежцев. И, памятуя об их прошлых каверзах, правила фейр-плей славянки к норвежкам применять не станут.

Больные норвежцы

Как и российским лыжницам, польке Юстине Ковальчик сотрудники Всемирного антидопингового агентства уделяют особое внимание: в течение года ее 40 раз проверяли. Случались и курьезы.

- В Австрии после соревнований у Юстины взяли пробу, и мы сразу отправились в Польшу, - вспоминает Александр. - Я привез Юстину к ее дому вечером, и через пару часов к ней опять приехали допинг-офицеры. Они что-то у входа в дом кричали по-немецки. Юстина уже спала, а ее отец был навеселе и выбежал во двор с топором: «Опять немцы напали?!" Юстина проснулась и все уладила.

В лыжных гонках и биатлоне приходится наблюдать, как у скандинавов на финише под нижней губой белая борода намерзает. Спортивные врачи говорят: это характерно для астматиков. Или для спортсменов, применяющих антиастматические средства:

- Слова «допинг» Юстина никогда не произносит, и меня от этого предостерегает, - отмечает Александр. - Но многие препараты из списка запрещенных разрешены спортсменам в случае болезни. И некоторые чемпионы болеют почему-то постоянно. Именно когда Юстина эту тему в СМИ подняла, чиновники зашевелились и некоторые лекарства, например для астматиков, теперь разрешили применять всем. Но разрешают малые дозы, а той же Бьорген - главной сопернице Юстины - большие. Скажу больше: в Норвегии лыжный спорт массовый, и меня удивляет, почему при таком количестве талантливых спортсменов в национальную сборную попадают больные люди. Не могут найти здоровых? Я фамилий не называю, но это сделала за меня сама Бьорген: на пресс-конференции в присутствии Юстины она сказала, что с тех пор, как начала принимать симбикорт, ее результаты пошли на улучшение. А другие норвежки хитрее: Юстина видела, как они вдали от глаз людских пшикают себе в рот из пузырьков. А объясняют успехи тем, что якобы тренируются больше всех.

В биатлоне нужен порядок

О возможных перспективах Ковальчик в биатлоне. В последнее время очень многие лыжницы навострили лыжи в этот вид спорта. Но, по мнению Веретельного, вряд ли Юстина сподобится на переход.

- Она очень импульсивный человек, - уверен Александр. - Сама признается: на рубеже от избытка чувств может стрелять не по мишеням, а по тренерам и публике. Она умный человек, но страшно рассеянный и плохо организованный: патроны может терять или мишени путать. В комнате Юстины трудно застать порядок - бардак высшего класса. Еще надо мной смеется: «Тренер у меня педант».

Также не стоит ждать и смены места работы самого Александра.

- Мне уже предлагали пе-рейти в другую команду, - рассказывает Веретельный, - причем не за большие, а за очень большие деньги. Я отказывался. Помимо того что мне не хочется бросать Ковальчик в расцвете ее сил, есть и другие причины. Многие спортивные руководители - а российские особенно - ждут сиюминутной отдачи в виде результата. Но в лыжных гонках, как и в большинстве других циклических видов спорта, где нужна выносливость, это в принципе невозможно. С Сикорой я поработал 10 лет, с Юстиной - пять-шесть лет, прежде чем они вошли в мировую элиту. А если моя работа не устроит моих нетерпеливых начальников, меня с треском выгонят, и я себе карьеру испорчу. Лучше часто хлебать маленькой ложкой, чем один раз - большой.

Наше досье

Александр Веретельный родился в 1947 году в Финляндии в семье советского военнослужащего, переехал в Казахстан. С детства занимался лыжными гонками. Во время обучения в аспирантуре женился на Барбаре Пионтковской и переехал в Польшу. Тренировал сборную Польши по биатлону и лыжным гонкам. Подготовил олимпийскую чемпионку Юстину Ковальчик, чемпиона мира Томаша Сикору, победителей этапов Кубка мира.

Юстина Ковальчик родилась 23 января 1983 года в Лиманове.

Олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира, четырехкратная победительница универсиад, имеет больше десятка побед на этапах Кубка мира.

В 2005 году была дисквалифицирована на два года за применение запрещенного препарата, однако Арбитражный спортивный суд допустил Юстину к соревнованиям.

< ="originalAuthors">Георгий Настенко

Источник:< ="">
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют

Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.