Из хакасской тайги пришла новость о болезни отшельницы Агафьи Лыковой. О том, что в лесах без контактов с внешним миром живет семья старообрядцев, страна узнала 30 лет назад. В начале 90-х Агафья Карповна осталась совсем одна. Выжить в суровых сибирских условиях помогли неравнодушные люди из разных уголков России. И вот теперь отшельнице снова нужна поддержка.
Весть о том, что отшельница Агафья Лыкова захворала, в поселок Таштагол принесли туристы-экстремалы, путешествующие по сибирской тайге. К отшельнице срочно снарядили вертолет. На борту, в коробках - мази и лечебные травы. Таблетки она не пьет. Вера запрещает.
До заимки в сибирской тайге, где живет Агафья Лыкова, можно добраться только по воздуху. От места в верховьях реки Еринат до ближайшего населенного пункта - около 300 километров. Помимо медикаментов, добровольной затворнице везут фрукты, крупы и семена.
К гостям Агафья Карповна спустилась со склона, где стоит ее изба, прихрамывая. Говорит, сил совсем нет. "Так сильно заболела. Такими болезнями не болела я. И спина, и ноги, и ничего не помогает", - говорит она.
В письме, переданном туристами, отшельница просила прислать к ней духовника. Однако батюшка, который придерживается тех же староверческих традиций, что и Лыкова, живет в тайге в верховьях Енисея, и выбраться оттуда не смог. Прислал письмо.
Как ни уговаривали, покидать свой дом Агафья Карповна категорически отказывается. Говорит, тятя, то есть отец, не велел. Карп Иосифович умер в 1988-м. За несколько лет до этого не стало сестры и брата Лыковой. Как раз в те времена семью староверов часто стали навещать разные гости с "большой земли". Ученые полагают: отшельникам занесли инфекцию, против которой у них не было иммунитета.
В избе на самом видном месте - завещанные родственниками старинные молитвенные книги и иконы. Совсем закоптились от печной гари. Надо бы поновить, говорит Агафья, когда поправлюсь.
В 90-х, когда про оставшуюся в одиночестве Агафью Лыкову много писали в газетах, затворнице начали слать подарки со всех концов России: посуду, одежду, разные инструментами для хозяйства. Сначала она все отвергала, но постепенно привыкла к заботе и стала принимать помощь. Больше всего понравился фонарик. Без него вечером на улицу уже и не выходит. И часы, правда, сейчас они не идут - батарейки, как говорит, сдохли. А вот современные календари отшельница не принимает - считает их неправильными.
Хозяйство у Агафьи Лыковой небольшое. Раньше были только куры, потом с "большой земли" привезли коз. Правда, заботиться о них отшельнице сейчас из-за болезни тяжело. Гости натаскали воды и накололи дров. Все крупы Агафья хранит в избушке повыше от грызунов. Сельчане уже усвоили: привозить гостинцы лучше не в магазинных упаковках, а в обычных мешках.
15 лет назад у Лыковой появился сосед. Геолог Ерофей Седов, когда-то помогавший строить дом Агафье, из-за тяжелой болезни лишился ноги и решил уйти в отшельники. Говорит, в тайге ему проще, чем среди людей. Затворница приняла старого знакомого с радушием, но от помощи по хозяйству всегда отказывается.
"Кое-что я могу, конечно, сделать, но она стесняется меня заставлять: "Как ты на одной ноге? Ты не можешь, заболеешь". Я говорю - ты не стесняйся, говори. Надо - значит, надо. Но она человек упрямый: лучше сама сделаю, и все", - рассказывает Ерофей Седов.
Иногда отшельника навещает сын. Он и подарил отцу радио. Ерофей Сазонтьевич, когда удается поймать волну, слушает новости и пересказывает их соседке. Правда Агафья к тому, что происходит на "большой земле", интереса проявляет мало. Недавно у нее появилось новое увлечение - плести пояса из разноцветной пряжи. Подарок просит передать староверам из Красноярского края. Самой на 67-м году жизни к единоверцам уже не выбраться. А у себя гостей принять будет рада. Только поправиться бы побыстрей.
> < ="originalAuthors">Юлия Ольховская>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.