Госдума во втором чтении приняла законопроект о либерализации норм регистрации политических партий. За него, как отмечает РИА Новости, проголосовали 443 депутата из 450. В ходе доработки депутаты внесли 51 поправку, 16 из которых были приняты. В частности, согласно новому варианту, законопроект вступит в силу с момента публикации, а не 1 января 2013 года, как предполагалось ранее.
Оппозиция в период доработки документа призывала поднять барьер минимальной численности хотя бы до 5-10 тысяч членов, чтобы не плодить «нанопартии». Но тщетно. В итоге, минимальная численность партии, как и предлагал президент Дмитрий Медведев, установлена на уровне 500 человек.
По словам главы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Алексея Островского, суть предложений Медведева именно и заключалась в «максимальной либерализации численности политпартий» и «цифра в 500 человек - это и есть концепция проекта закона, которая не может быть подвергнута правкам».
К чему приведет ситуация, когда в политическом поле действует несколько десятков мелких партий, предсказать несложно. Это, в частности, сделал недовольный президентскими поправками лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
«Появится большое количество партий в левом секторе. Будет множество либеральных партий, правых. Они будут оттягивать голоса у уже известных старых. Раздербанивание «Справедливой России» произойдет уже сейчас, вышли пара партий и остальные выйдут», - заявил господин Жириновский. По его словам, к 2016 году, когда в России должны состояться новые парламентские выборы, может сформироваться двухпартийная система, так как из-за большого количества мелких партий многие крупные не смогут преодолеть проходной барьер.
Впрочем, если партий и станет пруд пруди, это все равно будут тщательно отобранные Кремлем партии. Это видно из сегодняшнего решения Мосгорсуда, который в очередной раз отказал в регистрации Партии народной свободы (ПАРНАС). Формальный повод – якобы в партийном уставе судьи не обнаружили положения об обязательной ротации лидеров (мотивировочную часть суд официально представит в течение двух недель). Теперь адвокат ПАРНАСа Вадим Прохоров гадает, когда можно будет обжаловать решение Мосгорсуда в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Но главный вывод из этой истории заключается в другом: в медведевском законопроекте, который принимает Госдума, останутся те же «крючки», позволившие отказать партии в регистрации.
«Напоминаю, что в законе «О политических партиях» основной поправкой является снижение требования по численности. Минюст не предъявлял нам каких-либо претензий по численности. То есть, если бы закон действовал в том виде, в котором он сейчас рассматривается, политической партии точно так же было бы отказано в регистрации», — пояснил представитель ПАРНАСа Константин Мерзликин.
Так что партийного хаоса ждать не стоит. Впрочем, подлинной либерализации – тоже.
Что будет представлять собой политическое пространство России, рассуждает ведущий эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.
«СП»: – Николай Владимирович, законопроект о партиях означает, что нынешнюю политсистему демонтируют?
– Мне кажется, судьба партийной системы зависит, в первую очередь, не от порядка регистрации. Лучше, конечно, если регистрация более простая, или даже вообще носит уведомительный характер. Но самое важное – какая роль отводится партиям в политической системе.
Роль партий в нашей политической системе – никакая. И непонятно, насколько многочисленные партии, которые сейчас смогут по упрощенному порядку регистрироваться, будут мотивированы развиваться в реальные политические силы. Насколько они смогут укрупняться, насколько реальной будет конкуренция между ними.
В этом смысле, говорить о законе, который Госдума приняла во втором чтении, как о большом достижении, не приходится. Хотя бы потому, что закон о выборах в Госдуму составлен так, чтобы дать преимущества старым, сильным партиям. Поэтому те 100 партийных цветов, которые могут сейчас расцвести, будут как в пустыне – неделю цвести, а потом исчезать. Если не разрешены блоки, если нет реального механизма естественного отбора – партийная система никогда не превратится из нынешней декоративной в настоящую.
«СП»: – То есть, президентский законопроект – банальная ширма?
– Нынешний проект закона можно рассматривать как первый этап. Да, предложения Кремля по реформированию политической системы – фрагментарные и недостаточные для серьезной политической модернизации. Но их можно рассматривать, как начало тех перемен, которые произойдут дальше.
Когда будет запущен механизм выборов – в первую очередь, заработает закон о возвращении к прямым выборам губернаторов – политический механизм заработает в полную силу. В этих условиях партии, которые выглядят сегодня как абсолютно декоративные, могут обрести плоть и кровь.
«СП»: – О чем говорит упорное нежелание Минюста регистрировать ПАРНАС?
– Я бы обратил внимание не только на факт отказа в регистрации. Кремль в декабре объявил, а в начале года прислал в Думу законопроекты, которые существенно меняют подход к политическим партиям и выборам. Но одновременно Кремль демонстрирует, что использует совершенно другие подходы в отношении партий и тех же губернаторов, пока законы не приняты.
На мой взгляд, это свидетельствует, что серьезного значения этим изменениям Кремль не придает. Он рассматривает пакет поправок не как необходимую для него самого модернизацию политической системы (без чего, на мой взгляд, эта система обречена и не сможет выжить), а как некие уступки, торг с оппозицией. Иначе еще до того, как предлагаемые изменения обретут форму закона, Кремль работал бы с политическими процессами, исходя из духа новых законопроектов. А этого мы и не видим.
«СП»: – Наша декоративная политсистема система будет и дальше существовать в таком виде? А может, мы увидим досрочные выборы в парламент, или это уже что-то нереальное?
– Думаю, сейчас у Кремля есть эйфория из-за того, что он выиграл выборы, и вроде бы нет оснований для беспокойства. Но это, уверен, продлится недолго. Никакого принципиального разрешения политический кризис, который мы наблюдаем, не получил. Он будет продолжиться и развиваться. Протесты неизбежны – они будут возникать по разным причинам и поводам. И пока политическая система не будет перестроена, это не прекратится.
Пока Кремль считает, что все позади и даже не стоит форсировать предложенные – частичные – политреформы. Но жизнь заставит изменить эту позицию. Едва партии возникают, им нужны будут точки приложения своих сил. Партии ведь возникают не для того, чтобы получить номер регистрации в Минюсте и печать. Они хотят участвовать в реальной политической жизни. Одна из форм такого участия – губернаторские выборы. Думаю, мы увидим лавинообразные выборы глав регионов, а не постепенную замену губернаторов на протяжении пяти лет, как это было, когда мы переходили от прямого избрания к назначению.
С другой стороны, вполне возможны и досрочные выборы Госдумы. Полагаю, Кремль сам не исключает такой возможности, и закон, который сейчас принимается в Госдуме, написан с расчетом, что парламентские выборы могут состояться уже в следующем году…
Другое мнение
Владимир Прибыловский, президент Информационно-исследовательского центра «Панорама»:
– Будущее политической системы будет зависеть от соотношения сил в стране, в первую очередь, – власти и оппозиции. Законы здесь не все определяют. У «Единой России» в парламенте по-прежнему большинство, поэтому может получиться так: сегодня приняли один закон, а завтра – если Кремль даст отмашку – другой.
Сейчас тактика по отношению к политическим партиям поменялась. Тактика Суркова заключалась в том, чтобы свести число партий к минимуму – двум или трем. Нынешняя тактика Володина (это, вроде, его епархия) – противоположная. Похоже, на флангах решили разрешить существование нескольких партий, чтобы раздробить как националистическую, коммунистическую, так и либеральную оппозицию.
Чем тот же ПАРНАС не нравится Кремлю? Тем, что это попытка – пусть не слишком удачная – объединить большую часть правых либеральных сил в стране. Поэтому Республиканскую партию Владимира Рыжкова, видимо, зарегистрируют. А вот ПАРНАС, в котором тот же Рыжков является сопредседателем – нет.
Думаю, в итоге зарегистрируют три-четыре либеральных партии, пару коммунистических партий (причем не факт, что зарегистрируют реально существующую партию «Рот Фронт» Сергея Удальцова). Так же поступят с националистами – правда, с ними придется проводить более тонкую работу. Националисты представляют реальную опасность в случае, если их будет представлять одна-единственная партия. Поэтому зарегистрируют проправительственную националистическую партию, которую создает Дмитрий Рогозин. Плюс, на всякий случай – еще несколько партий националистов. Так мне видится нынешнее направление кремлевской политики…
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.