Запрет на импорт живых свиней, а также крупного и мелкого рогатого скота из Евросоюза, вступающий в силу с сегодняшнего дня, не окажет серьезного влияния на российский рынок. Ни дефицита мяса, ни роста цен быть не должно.
О намерении временно запретить ввоз скота из ЕС Россельхознадзор объявил еще в начале марта, ссылаясь на зафиксированные в ЕС вспышки опасных для животных болезней, вызываемых вирусами блютанг и Шмаленберга. Частичные ограничения на поставки мелкого рогатого скота из ряда европейских стран были введены в начале этого года.
Ведомство утверждает, что в ЕС отсутствует должный контроль за безопасностью поставляемых в РФ животных, при том что внутренние поставки проверяются самым тщательным образом. Поэтому в Россию попали зараженные блютангом животные, которых пришлось уничтожить. При этом ограничения касаются лишь скота, идущего на убой, ввозить племенной можно при усиленном ветеринарном контроле, сообщают в Россельхознадзоре.
В Евросоюзе меру сочли чрезмерной. Европейские ученые считают вирус Шмалленберг безопасным для человека. Кроме того, он не поражает свиней, поэтому запрет на их ввоз в РФ непонятен, отмечают в Еврокомиссии. Россия тем временем ограничила ввоз свиней из ряда стран ЕС уже несколько месяцев назад.
Еврокомиссия направила в Россию специалистов для скорейшего разрешения ситуации. На прошлой неделе в Москве состоялись консультации ветеринаров России, Таможенного союза и ЕС, однако результатов они не принесли.
Многие европейские эксперты объясняют российское эмбарго желанием защитить собственный рынок, а вовсе не заботой о здоровье граждан. В свою очередь, российская сторона констатирует, что речь идет об элементарных мерах предосторожности, которые абсолютно вписываются в рамки ВТО, если бы Россия была ее полноправным членом.
Европейские животноводы пока не выражают единого мнения по поводу ограничений. Так, в Германии не ожидают серьезного удара по местному животноводству – еще с осени прошлого года таможенные сборы в России были увеличены настолько, что продавать живых свиней стало невыгодно. В то же время, Эстония продает в РФ более половины своего поголовья живых свиней, поэтому эмбарго может стать для нее серьезным ударом.
Отразится все это на российском рынке? Опрошенные агентством "Прайм" отраслевые эксперты считают, что вводимые ограничения не приведут ни дефициту мяса, ни к росту цен.
По информации руководителя исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, в прошлом году из Евросоюза в нашу страну было завезено около 40 000 т свиней на убой (в убойном весе). Это не так много. Российское производство свинины в прошлом году составило 2,4 млн т – три с половиной раза больше, чем весь импорт этого вида мяса (703 000 т). Несмотря на то, что доля ЕС составляет свыше 80% поставок свиного шпика и субпродуктов в Россию, серьезно влияния рынок временный запрет не окажет.
В этом году в Россию могли бы ввезти примерно столько же живых свиней, сколько в прошлом году. Их доля мала, и запрет никак не влияет на рынок, отмечает Юшин. Тем более, по предварительным оценкам, внутреннее производство свинины в убойном весе в 2012 г. вырастет на 150-200 000 т, добавил он.
Аналогичные оценки роста производства свинины в РФ в текущем году высказал и генеральный директор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев. Кроме того, он напомнил, что после образования Таможенного союза и единого экономического пространства на российский рынок попадает все больше белорусской свинины. Если в 2010 г. из Белоруссии в РФ было завезено 30-35 000 т свинины, то в 2011 г. уже около 50 000 т. "Так что никакого влияния на российский рынок вводимые ограничения не окажут", - уверен Ковалев.
Кроме того, Россия закупает мясо в Южной Америке, так что животноводы Бразилии и Аргентины теоретически могут извлечь выгоду из запрета. Только на долю Бразилии в прошлом году пришлось треть российского экспорта свинины.
> < ="originalAuthors">Наталья Карнова>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.