По заключению Счетной палаты, Российский речной регистр, который занимается освидетельствованием всех речных судов в России, должен работать по правилам естественной монополии. Сейчас Росречрегистр назначает тарифы и определяет правила своей работы. Участники рынка, которые более чем согласны с выводами Счетной палаты, рассказали «Маркеру» о спецкомандировках представителей Росречрегистра на разные судоверфи мира и о других нюансах работы отрасли.
Аудиторы просят признать Росречрегистр монополистом
Российский речной регистр (РРР) – это федеральное автономное учреждение классификации судов, находящееся в ведении Минтранса. Счетная палата проводила в прошлом году проверку деятельности организации, с отчетом об этом мероприятии ознакомился «Маркер». Палата констатирует, что в нарушение Бюджетного кодекса смета расходов РРР не утверждается Минтрансом России и Росморречфлотом. «ФГУ «Российский Речной Регистр» самостоятельно индексировал тарифы на свою работу, ежегодно к ним применялись повышающие коэффициенты. Кроме того, как акционерным обществом устанавливались формы, размеры и условия оплаты труда, нормы командировочных и представительских расходов», – говорится в отчете.
РРР единственный имеет право классифицировать самоходные суда, «то есть Российский речной регистр фактически является монополистом», заключает Счетная палата. По закону основным методом регулирования работы естественных монополий является ценовое регулирование – то есть определение предельного уровня тарифов. Кроме того, в СП отмечают, что инспекторы Ространснадзора зачастую совершали проверки без выхода на место и без осмотра судна, а РРР по результатам подобных «проверок» выдавал свидетельства о годности к плаванию судов, не отвечающих установленным требованиям. В Росречрегистре отказались комментировать отчет палаты.
Почему в России старый парк речных судов
По мнению речных перевозчиков, Регистр серьезно тормозит развитие судоходных компаний и фактически толкает их к тому, чтобы пользоваться устаревшей техникой. По информации Минтранса, около 50% всех речных и озерных судов построены более 30 лет назад. «На сайте Регистра есть раздел – одобренные материалы, изделия и признанные организации, – говорит руководитель одной из компаний. – Смысл в том, что я бы на свои пароходы, как перевозчик, хочу поставить хорошие моторы, но мне регистр говорит: "Нет, если ты хочешь эти моторы поставить, то та компания, которая их выпускает в Новой Зеландии, должна в речном регистре у нас сертифицироваться"».
«Здесь все организации, которые поставляют детали, даже болты», – говорит другой источник. По его словам, если поставщик по просьбе судовладельца все-таки решается получать сертификат Регистра, цена детали в итоге увеличивается вдвое, так как производитель несет значительные расходы. «Два-три инспектора из регистра едут на завод за счет производителя или поставщика. Производитель, скажем, в Новой Зеландии или в Австралии – они каждый год ездят инспектировать и водку пить в Австралию за счет производителя и еще в кассу им нужно заплатить где-то 1,5 миллиона», – утверждает собеседник. По его словам, такой ежегодной инспекции подвергаются даже производства компаний, известных во всем мире, при этом иностранные сертификаты в России не признаются.
Кроме сертифицикации производителей, материалов, деталей, самих верфей и даже рабочих на них, Регистр занимается ежегодным освидетельствованием судна. Формально каждый судовладелец каждую весну должен собрать со своих судов рации, спасательные круги, спасательные жилеты и другую технику и отвезти на проверку в территориальное отделение регистра. «На самом деле ничего я, кончено, не везу. Приезжаю, покупаю бумажки, голограммы и наклеиваю на все. После этого приезжает инспектор и проводит техосмотр. Здесь зависит от того, у кого какие отношения. Может вообще на пароход не поехать, может всюду заглянуть», – продолжает судовладелец.
При этом цены на услуги Регистра, по его словам, также варьируются в зависимости от отношений с конкретным инспектором. «Мы их просим: откройте надзор за строительством наших пароходов и назовите цену. Он мне говорит: миллион рублей за каждый пароход. Я отвечаю: "Иван Иванович, ты с ума сошел?" Я с ним торговался пару недель, последняя цифра была в несколько раз ниже», – рассказал перевозчик.
«Булгария» тоже проверялась по нелегитимным правилам
В отчете палаты говорится, что такую же процедуру освидетельствования проходил затонувший 10 июля 2011 года пароход «Булгария». «Российский речной регистр, не имея полномочий, утвердил приказом от 2 июля 2010 года Правила освидетельствования судов в эксплуатации и Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий... Ежегодное освидетельствование в 2011 году теплохода «Булгария» было проведено Российским речным регистром по указанным правилам», – говорится в отчете палаты.
Проверка проводилась 15 июня и в акте говорилась, что проверка двигателей прошла на различных режимах и все они исправны. Позже для расследования крушения теплохода была создана комиссия Ространснадзора с привлечением Росречрегистра. В заключении комиссии приведены обстоятельства аварии, в том числе, слова представителя экипажа говорится о том, что с 8 июля 2011 года не работал левый главный двигатель в связи с его эксплуатацией при отсутствии в системе подачи масла.
> < ="originalAuthors">Мария Киселева>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.