Накануне кампании по сдаче единого госэкзамена психологи ожидают всплеск подростковых самоубийств. По словам челябинских специалистов, система работы с детьми в России направлена не на профилактику данной проблемы, а на исправление последствий.
Как передает корреспондент «Нового Региона», ежегодно в России подростки совершают 4 тысячи попыток суицида – страна занимает первое место в мире по числу самоубийствмолодых людей в возрасте 15-19 лет. Каждая шестая смерть среди молодежи в стране приходится именно на суицид, и это не считая попыток самоубийства, которые не входят в данную статистику.
При этом представителей мужского пола среди тех, кто решается на отчаянный шаг, в 3-4 раза больше, чем женского. Психологи отмечают: неудачная попытка сведения счетов с жизнью в 80% случаев повторяется вновь. Это происходит, если даже после случившегося с подростком никто не разговаривает, не обращает внимания на его переживания.
Хотя иногда, говорят специалисты, для предотвращения суицида достаточно найти хотя бы одного друга, собеседника, с которым подросток мог бы поделиться, поговорить. Это может быть кто-то из родителей, друг, консультант телефона доверия.
«Суицид – это не сиюминутный порыв. Это пик, точка наивысшего напряжения, которой предшествует длительный процесс. И в какой-то момент двойка в школе, ссора с другом может стать последней каплей терпения, детонатором. Родители должны чаще общаться со своим ребенком, особенно после попытки суицида. И здесь одного разговора недостаточно. Это постоянный процесс, постоянная поддержка. Не обязательно брать ребенка и тащить его к психологу, скорее, даже наоборот. Он хочет быть услышанным не психологом, а близкими людьми. Главное, чего он хочет – чтобы его поняли, поддержали», – говорит преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии ЧГПУ Надежда Сиврикова.
По словам Сивриковой, сегодня государство не готово к демографическому буму. «Подростки сегодня никому не нужны. Родители заняты обеспечением материального благополучия семьи. Психологов в школе катастрофически не хватает. Между тем, в подростковой среде происходит эффект заражения. Один попадает под влияние другого и это распространяется среди остальных. И чем меньше пространство и больше людей, тем выраженнее этот эффект. Это же касается Интернета. Поэтому могу сказать, что через несколько лет проблема подростковых суицидов только усугубится. Школ больше не станет, а детей будет больше. То есть школы, классы будут переполнены, отсюда эффект заражения», – комментирует Сиврикова.
По ее словам, в ближайшее время в России, как и во всем мире, традиционно можно ожидать волну самоубийств среди подростков в связи с предстоящими школьными экзаменами, ЕГЭ.
Психологи отмечают: система работы с молодежью в России направлена не на предупреждение суицидов, а только на последствия, то есть реабилитацию, лечение ребенка, если его удалось спасти. В школах с учениками, готовящимися к сдаче ЕГЭ, должны работать психологи, а этого не происходит, специалистов просто не хватает.
В семье дети зачастую тоже не находят понимая и поддержки. Сотрудники детских телефонов доверия отмечают: чаще всего несовершеннолетние жалуются на трудности в общении со сверстниками, родителями, противоположным полом. «Ребенок остается один на один со своими переживаниями. Дети сегодня даже не знают, как установить контакт с собственными родителями, как решить свою проблему, справиться с кризисной ситуацией, получить эмоциональное тепло, поддержку. Поэтому такие чаще всего и звонят на телефоны доверия», – говорит психолог областного центра социальной защиты «Семья» Татьяна Ястребова. По ее словам, только за минувший год в службу доверия обратились 36 тысяч 963 тысячи южноуральских детей. И это не считая тех, кто позвонил напрямую на всероссийскую «горячую линию».
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.