В настоящее время основное внимание сконцентрировано на политике взаимодействия между Россией, США и ЕС на постсоветском пространстве, и в связи с этим многие справедливо задаются вопросом, какое будущее ждет страны бывшего СССР после возвращения Владимира Путина на пост президента России. Встает еще один вопрос: добьется ли Путин успеха в формировании нового, стратегического пространства с любопытным названием «Евразийский союз».
Эльхан Нуриев анализирует последствия создания «Евразийского союза».
Может ли Путин реализовать этого проект?
Очевидно, что основное внимание во внешней политике Путина будет сосредоточено на отношениях с ближним зарубежьем, как русские любят его называть – СНГ. Хотя трудно предсказать, будет ли Путин будет в состоянии завершить свой проект реинтеграции в ближайшие несколько лет, поскольку беспокойный характер отношений между Россией и странами СНГ делает эту задачу еще более сложной.
Останутся ли постсоветские государства в центре международного внимания по стратегическим вопросам будет в значительной степени зависеть от внешней политики США, ЕС, Турции, Ирана и Китая, учитывая, что глобальные тенденции в таких областях, как энергетика, торговля, инвестиции, миграции и другие вопросы безопасности будут играть в будущем решающую роль. Не в последнюю очередь, имеют место быть широкие беспокойства по тому поводу: как именно Путин создаст «новый наднациональный союз» суверенных государств, если некоторые из лидеров стран СНГ отказываются следовать установленным Кремлем правилам игры. Это ключевой вопрос и он будет иметь ряд важных стратегических последствий для тех постсоветских стран, в которых демократические преобразования еще не завершены, где жесткая конкуренция за энергетические ресурсы, интересы безопасности и политическое будущее может легко вспыхнуть снова.
Что это может означать для региона?
В этом случае (при этом сценарии) в ближайшие годы мы вполне можем увидеть резкие изменения в странах СНГ, чьи представления о собственной безопасности, будут существенно затронуты. Учитывая постепенное ухудшение отношений России с Западом, есть все основания ожидать, что Россия примет более жесткую политику в отношении своих соседей, поскольку она стремится усилить свое влияние в соседних странах. Стратеги Кремля понимают, что России нужны новые инструменты, чтобы восстановить экономический и политический контроль над постсоветским пространством, в то время как отсутствие продуманной и действенной стратегии для работы со странами СНГ привело к тому, что в регионе появилось американского и европейского присутствия.
Тем не менее, некоторые страны СНГ по-прежнему стремятся сформировать новые партнерские отношения безопасности с Западом (в качестве противовеса влиянию России). На Южном Кавказе, например в Грузии, Азербайджане и Армении все более активно лоббируются западные интересы. Несмотря на различное отношение к возрождению России, они по-прежнему выступают против любого расширения влияния России в регионе. За последние несколько лет Грузия и Азербайджан стремились укреплять свои вооруженные силы, с помощью Соединенных Штатов и Израиля. Армения, самый верный союзник России на Кавказе, недавно договорился провести первые в истории совместные военные учения с США весной этого года.
Что это означает для Запада?
Если США и ЕС не будут развивать более согласованную стратегию в отношении России, это может привести к появлению поляризации в регионе (в постсоветской Евразии), где СНГ будет не только привилегированной, но, прежде всего, определяющей сферу влияния России организацией.
В ближайшие годы весьма маловероятно, чтобы Россия бросила вызов США и ЕС на глобальном уровне. Более вероятно, что Россия представляет растущую прямую угрозу американским и европейским интересам в своем ближайшем окружении. Будущие события в арабском мире и на Ближнем Востоке могут легко вытолкнуть СНГ на обочину европейской и американской стратегий, в результате чего Россия предстанет в качестве основного арбитра (прим. пер – гаранта) безопасности.
Кремль может быть успешным в оказании некоторым странам СНГ помощи для решения локальных конфликтов, тем самым увеличивая стабильность всего региона. Некоторые государства могут решить, что России – это не обязательно их основная угроза, и вместо этого, посмотрят на Москву как на естественного союзника в борьбе против внутренних и внешних угроз. Это может привести к новому циклу напряженности в отношениях с западными демократиями и возобновлению напряженности в отношениях между Западом и Россией, что может с легкостью привести в будущем к изоляции и неуверенности в регионе СНГ.
Если США и ЕС абстрагируются от региона, или, если Вашингтон и Брюссель пойдут разными путями – это позволит значительно увеличить удельный вес России в постсоветских делах. В конце концов, правящие элиты в странах СНГ, возможно, даже активно добиваются большей экономической и политической интеграции с Россией в рамках «Евразийского союза» Путина. Самый важный вопрос здесь заключается в том, примет ли это широкая общественность в постсоветских странах, где оппозиция доминированию России и чувство обиды и несправедливости остаются весьма сильны. Воспоминания о семи десятилетиях тоталитаризма, который имел место в этих странах должны, проявиться с новой силой, поскольку все эти государства стремятся утвердиться в качестве жизнеспособных независимых и демократических стран.
> < ="originalAuthors">Эльхан Нуриев>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.