Инженерные войска минобороны России начали масштабную операцию по очистке территории Чечни от мин и других взрывных устройств, оставшихся на территории республики со времен двух военных кампаний.
Саперным подразделениям предстоит проверить около 5 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, сообщает Би-би-си со ссылкой на начальника инженерных войск Вооруженных сил России генерал-майора Юрия Ставицкого. По его словам, уже идут работы по разминированию трех районов республики.
Подготовка специального батальона, который, начиная с мая, будет заниматься очисткой от мин Грозненского района, идет в Подмосковье. Как отметил Ставицкий, батальон полностью укомплектован военными, служащими по контракту.
Всего в Чечне было заминировано несколько тысяч гектаров земли, но лишь незначительная часть этих территорий была очищена от взрывных устройств. К апрелю 2011 года было разминировано лишь 48 гектаров, заявил тогда глава республики Рамзан Кадыров.
«У нас тысячи гектаров надо разминировать, а разминировали десяток-другой. Такими темпами на это уйдут десятки лет», – сказал глава Чечни Интерфаксу.
Кадыров не раз обращался к федеральным властям с просьбой решить вопрос очистки территории Чечни от мин. Этот вопрос обсуждался, в частности, во время рабочей встречи с президентом России Дмитрием Медведевым в 2010 году.
Тогда Медведев распорядился принять меры, но решение проблемы затягивалось, поскольку было неясно, какая именно структура должна была заниматься разминированием.
Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое до недавнего времени выполняло все операции по разминированию, действовало преимущественно в интересах войск, расчищая территорию, которая нужна была военным для той или иной цели. Тогда как наибольший ущерб экономике региона приносила невозможность использовать сельскохозяйственные угодия и лесные территории.
Окончательное решение возложить ответственность за разминирование территорий, используемых в гражданских целях, на министерство обороны было принято в феврале.
Взрывные устройства стали причиной большого количества смертей среди мирного населения Чечни. Особенно часто несчастные случаи происходят весной и летом, когда жители региона собирают в лесах ягоды и травы, в первую очередь черемшу. Жертвами мин также становятся дети и подростки, которые играют на закрытых территориях.
Число подрывов на минах доходило до трехсот случаев ежегодно в начале 2000-х годов, когда из-за боевых действий и тяжелых экономических условий жители Чечни часто переезжали с места на место и были вынуждены добывать в лесах пропитание, рассказывает председатель региональной общественной организации «Ламан Аз» Адлан Динаев.
По его словам, в последние годы число пострадавших в результате минных инцидентов уменьшилось до 10-20 человек в год, однако это отнюдь не следствие проводимых властями мер по разминированию.
«Если раньше у людей не было возможности обогреть помещение, приходилось пасти скот, ходить за дровами и собирать черемшу, то сейчас есть альтернативные средства пополнить семейный бюджет», – объяснил Динаев в интервью Би-би-си. Например, многие люди едут на заработки в крупные города республики.
Меры, предпринимаемые Россией по разминированию чеченских территорий, были предметом рассмотрения Европейского суда по правам человека. В 2008 году суд обязал российские власти выплатить 90 тысяч евро родственникам двух погибших и одного раненого. Трое мужчин подорвались на противопехотной мине в районе российского военного подразделения в селе Ахкинчу-Барзой в 2000 году.
По мнению суда, Россия оказалась неспособной предпринять усилия для того, чтобы проинформировать жителей об опасности и закрыть свободный доступ к заминированной территории.
Далеко не все опасные участки ограничены знаками и заборами, подтверждает Адлан Динаев. По его словам, жители региона зачастую вынуждены самостоятельно обозначать опасные территории.
Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев обратился к президенту России в конце 2011 года с просьбой не только разминировать территорию региона, но и возместить моральный и материальный вред мирным жителям, получившим от мин тяжелые увечья. По мнению омбудсмена, пострадавшие получают помощь в недостаточном объеме.
За последние 15 лет жертвами мин и других взрывных устройств на территории Чечни стали более трех тысяч граждан, в том числе около 800 детей, говорится в обращении Нухажиева. Из общего числа пострадавших 700 человек погибло.
Омбудсмен напомнил, что Россия помогала в разминировании территорий других государств – например, Сербии, Боснии и Герцеговины, Ливана.
«Российское государство не должно забывать об аналогичных проблемах в собственной стране, где после двух полномасштабных военных кампаний (не важно, как они именовались) значительные площади земель оказались усеянными взрывоопасными предметами», – говорится в обращении.
> < ="originalAuthors">Дарья Неклюдова>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.