Внешнеполитическое ведомство Турции вызвало Бахмана Хюсейинпура, посла Ирана в Анкаре, и потребовало дать объяснения по поводу резких высказываний спикера иранского парламента Али Лариджани, связанных с конференцией «Группы друзей Сирии», проходившей в Стамбуле.
Ранее Лариджани подверг резкой критике «Группу друзей Сирии»: он назвал ее «группой врагов» этой страны. По словам иранского спикера, единственная цель проведения встречи в Стамбуле - «дать Израилю перевести дыхание». Возмущенный Лариджани не понимает, почему «Группа друзей Сирии», которую волнует вопрос демократии в регионе, молчит по поводу диктатуры в Бахрейне и в других странах.
Расхождения по Сирии и резкие высказывания Али Лариджани, скорее всего, повлияют на перспективу проведения в столице Турции нового раунда переговоров между Ираном и международной «шестеркой» посредников по вопросам, связанным с иранской ядерной программой.
Ранее сообщалось об официальном согласии Ирана начать переговоры, назначив их на 13 апреля. Однако пока официально не сообщается о месте встречи. Министерство иностранных дел Турции предложило провести переговоры в Стамбуле. В этой связи Тайип Эрдоган, глава турецкого правительства, в ходе своего визита в Иран, заявлял о том, что турецкий народ и правительство всегда были на стороне исламской республики в ядерном вопросе. Этой линии власти Турции намерены и дальше придерживаться.
Однако на днях стало известно о желании Ирана перенести встречу в другое место. Мохсен Резаи, являющийся членом Совета по политической целесообразности Ирана, заявил о том, что Тегеран отдал бы предпочтение Багдаду, Бейруту или Дамаску в качестве места, где пройдут переговоры.
Такое намерение Резаи объяснил тем, что «турецкие друзья» не смогли выполнить некоторые соглашения, в связи с этим иранская сторона считает, что было бы лучше провести переговоры между «шестеркой» и Ираном в «другой дружественной стране».
Многие наблюдатели уверены, что Тегеран отказался проводить переговоры в Турции потому, что Анкара по требованию Вашингтона согласилась сократить импорт иранской нефти.
Америка настаивает, что новый раунд переговоров будет для Ирана последним шансом мирного решения вопроса, касающегося его ядерной программы. Ранее во время переговоров с Сергеем Лавровым именно такую позицию обозначила Хиллари Клинтон. Она также попросила главу российского внешнеполитического ведомства донести эту позицию до руководства Ирана, с которым США не поддерживают отношения. Правда, потом Клинтон подобные сообщения опровергла.
При этом американский президент Барак Обама неоднократно угрожал Тегерану военным ударом, если не подействуют дипломатические и экономические меры.
Однако серьезные американские аналитики выражают сомнение по поводу выполнения Обамой своей угрозы до ноябрьских выборов. Так, по мнению Ариэля Коэна, ведущего эксперта фонда «Хэритедж», близкого к Республиканской партии, возможная война против Ирана станет одной из тем в предвыборной кампании.
Предоставить Тегерану последний шанс, видимо, готов и Израиль, который не раз угрожал Ирану военным ударом. В израильских СМИ появилась информация, согласно которой возможный удар откладывается как минимум на следующий год.
Также сообщается, что санкции в отношении Ирана начинают приносить результаты. Кроме того, военные заявляют о том, что предстоит завершение переговоров между шестью странами Запада и Тегераном.
Тем временем Москва предпочитает не рассматривать апрельскую встречу как «последний шанс». Сергей Рябков, заместитель главы Министерства иностранных дел, в этой связи заявил, что такие высказывания являются показателем непрофессионализма. Многое зависит от политической воли, и Москва все делает для того, чтобы она усиливалась.
Предыдущий раунд переговоров между Тегераном и группой «пять плюс один» проходил в январе 2011 в Стамбуле. Переговоры завершились безрезультатно, после чего они прервались более чем на год.
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.