Несколько лет назад казалось, что против Бога ведется серьезная борьба.
Атеисты извергали громы и молнии, утверждая, что "религия все отравляет", а Кристофер Хитченс (Christopher Hitchens) написал в подзаголовке своей книги "Господь не велик". Сэм Харрис (Sam Harris) и Ричард Докинз (Richard Dawkins) также написали бестселлеры с язвительными высказываниями в адрес Бога, которого Докинз назвал "самым неприятным героем из литературы".
Но в последнее время я начинаю замечать совсем другую интеллектуальную волну: недовольное и завистливое восхищение религией как нравственной и сплачивающей людей силой.
Знаменосцем этого нового направления мышления стал Ален де Боттон (Alain de Botton) со своей новой книгой " Religion for Atheists" (Религия для атеистов), которая стала весьма стимулирующим материалом для пасхального воскресенья. Автор утверждает, что атеистам есть чему поучиться у религии.
"Можно оставаться равнодушным к христианской Троице и к буддистскому Восьмеричному пути, и в то же время интересоваться тем, как религии проводят свои проповеди, развивают нравственность, развивают дух общности, используют искусство и архитектуру, вдохновляют людей на путешествия, учат их и прививают чувство благодарности красоте весны", - пишет Боттон.
"Ошибка современного атеизма в том, что он игнорирует актуальность и важность многочисленных аспектов религии, которые сохраняются даже после того, как развенчиваются ее главные догматы", - заявляет он. В его книге проявляется порой такое отношение к религии, которое я бы осмелился назвать благоговейным.
У выдающегося биолога из Гарварда Эдварда Уилсона (Edward O. Wilson) вышла новая книга "The Social Conquest of Earth" (Завоевание земного общества), в которой он критикует религию, называя ее "нелепой, бессмысленной и сеющей рознь". Но он также отмечает, что у религии было важное конкурентное преимущество перед ранними обществами. Вера способствовала укреплению общественного порядка среди верующих и помогала сплачивать племя, пишет Уилсон. Именно поэтому религия сегодня так сильно распространена. Он также снимает шляпу перед социальной значимостью веры: "Организованные религии сопровождают все обряды, от рождения до возмужания, от вступления в брак до смерти, - пишет Уилсон. - Вера в бессмертие и конечную высшую справедливость дает человеку бесценное утешение, а в трудные времена усиливает решимость и храбрость людей. Тысячелетиями организованные религии порождали самые лучшие образцы творческого искусства".
Профессор психологии из университета Виргинии Джонатан Хайдт (Jonathan Hat) также обращает внимание на объединительную силу религии в своей новой книге " The Righteous Mind" (Праведный ум). Хайдт, который стал атеистом еще в юношеском возрасте, утверждает, что ученые зачастую неверно понимают религию, потому что они нацеливаются на отдельные личности, не обращая внимания, как вера может связать воедино общину.
Хайдт приводит данные исследований, которые показывают, что страх перед Богом может сделать общество более нравственным и гармоничным. Например, авторы исследования выяснили, что люди будут меньше обманывать, если сначала загадать им загадку, которая вызывает мысли о Боге.
Другое исследование, на которое ссылается Хайдт, показывает, что из 200 основанных в 19-м веке общин, лишь шесть нерелигиозных светских общин прожили дольше двух десятилетий, в то время как у религиозных общин этот показатель был равен 39 процентам. Дольше всех продержались те общины, которые требовали от своих членов жертв, таких как пост, ежедневная молитва, воздержание от алкоголя и табака, новая форма одежды или прическа.
"Те самые обряды и обычаи, которые новые атеисты сбрасывают со счетов, называя дорогостоящими, неэффективными и иррациональными, оказываются на деле решением самых сложных проблем из числа тех, с которыми сталкивается человечество: совместные действия и сотрудничество не родственников", - пишет Хайдт.
Новая волна почтительного атеизма и его публикаций кажется мне здравым шагом вперед по направлению к пониманию нюансов. Я уже писал об одном из худших проявлений религии, таком как ограниченное и ханжеское равнодушие христиан-фундаменталистов к страданиям больных СПИДом гомосексуалистов. Но мне также внушает благоговение то, как монахини и священники рискуют своими жизнями в районах военных действий. А согласно результатам многих исследований, люди верующие отдают больше денег и времени на благотворительные цели, нежели неверующие. Давайте не будем отвечать на религиозный фундаментализм фундаментализмом светским, на религиозную нетерпимость нетерпимостью атеистической.
Новая волна настроена скептически, однако ее приверженцы признают огромные достижения религии, такие как кафедральный собор Нотр-Дам или суповые кухни для нуждающихся, организуемые по всей Америке религиозными организациями. Не исключено, что такое новое отношение может со временем стать основой для перемирия в наших религиозных войнах, для создания переправы между берегами религий. Давайте же помолимся за это…
------------
Комментарии к статье:
Edward, Эймс, Айова
Я сам агностик / атеист, но восхищаюсь некоторыми аспектами религии. Например, я считаю, что мы, неверующие, пока не сумели последовать примерам общественной активности, благотворительности и социальной поддержки, которые показывают религиозные группы. Слишком много внимания уделяется интеллектуальным аргументам за и против религии, вместо того, чтобы уделить его этим и другим аспектам, которые гораздо важнее как причина, по которой люди становятся / остаются верующими, а также как инструмент оказания положительного влияния на наш мир.
При этом известные атеисты, критикующие и осуждающие религию, зачастую правы, и их критика нацелена не только на отдельных людей. В США и за рубежом немало людей, для которых религия это просто средство для распространения губительных идей (в частности, что касается положения женщин, гомосексуалистов и тех, кто не разделяет их веру) и насильственного привития жестких и косных правил поведения, что причиняет большие страдания тем, кто не разделяет их верования (скажем, убийства чести).
Было бы намного лучше, если бы верующие отвечали взаимностью на положительные взгляды на религию со стороны атеистов / агностиков. Но такого в США нет. Исследования показывают, что атеисты являются исключением, и на них не распространяется социальная толерантность, которая усиливается последние 60 лет. Отвечая на вопрос "Я был(а) бы несчастен(на), если бы мой сын / дочь заключил(а) брак с ___________, которая(ый) не разделяет его (ее) ценности" и "Я бы не стал голосовать за ____________ из моей политической партии", больше всего людей написали в пробеле "атеист" ("мусульманин" и "гомосексуалист" писали реже).
Michael Maloy, Боулдер, Колорадо
Уважение должно быть взаимным. Почему я должен уважать идеологию, которая отказывается уважать мои убеждения? Проблема многих западных религий в том, что у них исключающая парадигма. Я готов жить и давать жить другим, а они в основном нет. Я не понимаю, как возможен прогресс человечества с такими верованиями.
Shyam, Нью-Дели, Индия
Когда люди спрашивали меня о религии, я обычно говорил, что я атеист, но несколько лет назад начал добавлять к этому: "Но я понимаю и уважаю тех, кто верит в Бога".
Одной из причин стало осознание того, что так четко и ясно изложено в статье. Бог как идея, как понятие, присутствует у тебя в уме. Это неотъемлемо от того, что ты делаешь и что чувствуешь. Веришь ты в Бога или нет, эта вера или безверие у тебя в голове, и они определяют твое существование, твое "я". Этим объясняются твои добрые и плохие поступки.
В лучшем случае это дает тебе чувство комфорта, случит источником жизненной силы, вдохновения, помогающим ежедневно справляться с тяжелой работой, быть человеком нравственным, ощущать единение с другими в обществе.
В худшем случае это наполняет тебя ненавистью к людям, верящим в "другого" Бога, не такого, как у тебя. И здесь ты начинаешь смотреть на этих людей как на совершенно других особей. Отсюда все войны и убийства.
> < ="originalAuthors">Николас Кристоф>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.