Нынешний год объявлен в нашей стране Годом российской истории. А потому особое внимание уделяется «урокам истории» как основному предмету, формирующему личность. Этой теме сегодня посвятили встречу в Совете Федерации, на которую пришли учителя, представители научного сообщества и культуры – те, кто заинтересован в решении проблем преподавания истории в курсе школьной программы. Рассказывают «Новости культуры».
На повестке дня – проблемы преподавания истории в школе. Одна из главных, считает председатель Совета Федерации, – слишком большое количество рекомендованных учебников – 150. Из них 103 одобрены Министерством образования.
«Вы лучше меня знаете, что какого бы сколь-нибудь крупного вопроса, знаменательной вехи отечественной истории мы сейчас ни коснулись, разные учебники трактуют его по-разному, вплоть до взаимоисключающих оценок», – говорит председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Учителя уже привыкли, что по-разному трактуются и революция 1917 года, и участие Советского Союза во Второй мировой войне. Опираясь на собственный опыт, в многообразии учебной литературы видят и плюсы, и минусы.
«Почему учебники нужны вариативные? Потому что в нашей стране чрезвычайно различные типы учебных заведений, весьма различен уровень подготовки и учащихся, и, что может быть более печально, учителей», – поясняет учитель истории гимназии № 1543 города Москвы, автор школьных учебников и пособий Леонид Кацва.
«Они все монологичны. Они предполагают, что ученик прочитал и обсудил, пусть он обсудит, пусть подумает», – добавляет преподаватель истории гимназии № 1567 города Москвы, председатель Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории» Тамара Эйдельман.
Не обошлось и без обсуждения Единого государственного экзамена, которое вылилось в горячий спор.
От ЕГЭ перешли еще к одной проблеме – системе преподавания, которая предполагает, что уже за девять лет ученики должны пройти весь курс изучения истории – и российской, и зарубежной – с древнейших времён и до наших дней.
«В чем главная беда этой системы? Не только в дефиците времени, а в том, что она требует форсирования изучения курса, когда не остается времени ни на какие упражнения», – рассказывает Леонид Кацва.
Не только на упражнения, но и на непосредственное соприкосновение с историей – например, на посещение музеев. Их позицию на встрече озвучил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
«Музеи, в том числе Исторический музей, не имеют права заниматься образовательной деятельностью. И мы занимаемся ей нелегально. Может быть, это звучит как казус и как какая-то шутка очень плохая, но за этим стоит очень серьезная вещь – отношение вообще к музеям. Что это такое? Все больше и больше к музею относятся как к досуговому учреждению», – сетует он.
А Валентина Матвиенко пообещала, что Совет Федерации готов поддержать предложения учителей истории, направленные на усиление духовной составляющей в школьном образовании.
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.