Глава Счетной палаты взялся подсчитать размер «индульгенции» для легитимации состоятельных «грешников».
Избирательный штаб Владимира Путина продолжает «писать картину маслом» в стиле «Сватовства майора» (в послужном списке фаворита президентской гонки есть и такое звание, хотя в итоге он дослужился до подполковника), главный персонаж которой продолжает поражать воображение «невесты» (в данном случае – российского электората) щедрыми предвыборными посулами. Причем посреди «пустыни» декларационных клише (вроде повышения денежного довольствия военных и зарплат бюджетников) в предвыборном репертуаре премьер-министра, баллотирующегося на высший пост, периодически возникает некоторое подобие «оазисов» креативности вроде обещания принять налог на роскошь. Правда, следует признать, многие из них являются ничем иным, как «творческим заимствованием» или, другими словами, «перепевкой» основных программных положений деятелей оппозиции.
На этот раз группа политтехнологической поддержки Владимира Путина также решила сыграть на опережение, попытавшись перехватить у критиков правящего режима тему пересмотра итогов грабительской приватизации 1990-х гг., которая, ввиду неистребимой (несмотря на все старания либерально ориентированного бомонда) тяги русского человека к идее социальной справедливости, без сомнения, является выигрышной в электоральном плане.
Напомним: выступая на минувшей неделе на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, самый высокопоставленный из зарегистрированных кандидатов в президенты категорически отверг возможность решения этого вопроса кардинальным образом, т. е. посредством национализации растащенных в «лихие 1990-е» по частным карманам самых лакомых кусочков советской общенародной собственности. Вместо этого Владимир Путин предложил компромиссный вариант – закрыть вопрос о «нечестной приватизации» за счет выплаты ее основными бенефициарами разовых компенсационных взносов. По сути, речь идет о приобретении по сходной цене у государства своего рода коррупционной «индульгенции» с целью легитимизации состояний, неправедно нажитых в эпоху «первоначального накопления капитала».
Желающих поучаствовать в реализации премьерской инициативы не пришлось долго ждать. Как и следовало ожидать, за подсчет размера полагающихся государству отступных могут взяться те, кому это и полагается по роду службы. Как заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин, его ведомство готово рассчитать сумму разового компенсационного взноса (своего рода «фискального покаяния»). «В принципе, можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 90-х годах, и что они стоили на самом деле. Но сделать это, сразу предупреждаю, будет непросто. Если в этом есть необходимость, можно решать вопрос через судебные процедуры, подключить независимые органы финансового контроля, в т. ч. Счетную палату. Мы готовы вместе все посчитать», – предложил свои услуги в деле восстановления фискальной справедливости главный аудитор страны в интервью «Российской газете».
Безусловно, подобное рвение само по себе весьма похвально. Однако Сергей Степашин все же оставил без ответа ряд принципиальных вопросов. В частности, не совсем понятно, будет ли распространяться предложенный механизм «экспроприации экспроприированного» на всех бенефициаров приватизационной аферы середины 1990-х, включая нынешних «равноприближенных» к власти олигархов, или только на непосредственных участников тех самых одиозных залоговых аукционов, многие из которых за прошедшее время успели «отжать», а потом расстаться (естественно, за хорошее вознаграждение) с «халявной» собственностью. К тому же вызывают определенные сомнения адекватность и справедливость подхода, когда компенсация взимается исходя из разницы между реальной стоимостью «прихватизированных» объектов экономики в те годы (!) и символическими смехотворными суммами, вырученными государством в ходе постановочных «залоговых спектаклей». Поскольку в таком случае не учитывается т. н. «упущенная выгода», размер которой возрастал и продолжает расти на протяжении уже после окончания ельцинского лихолетья.
Предложение Владимира Путина закрыть тему «нечестной приватизации» посредством выплаты ее бенефициарами разового компенсационного взноса в интервью KM.RU прокомментировал известный публицист Андрей Паршев:
– На мой взгляд, эта акция не решит проблему. Естественно, что участники той скандальной приватизации будут утверждать, что их активы сегодня много стоят, потому что они ими так хорошо управляли. Так что эта инициатива может рассматриваться как сугубо предвыборная.
На самом деле вся эта история с приватизацией и залоговые аукционы – это лишь «видимая часть айсберга». Наиболее серьезный коррупционный пласт состоит в выводе капиталов за рубеж. Причем зачастую это формально не является преступлением, поскольку происходит в соответствии с действующим законодательством. Однако это – тот самый случай, когда говорят «по форме правильно, а по сути – издевательство». Именно процесс утечки капиталов обескровил нашу экономику и выбил Россию из числа развитых стран на самое дно третьего мира. В этом, собственно, и состоит проблема. Т. е., перехватив управление, эти товарищи выводили растущий капитал. Конечно, просто так взять и вернуть в страну эти активы невозможно. Кстати говоря, до сих пор продолжается вывод не только финансовых, но и чисто промышленных активов. Речь идет о развертывании за границей производства вместо его локализации в РФ. Это связано с неудовлетворительным инвестиционным климатом.
Возвращаясь к теме компенсационных выплат за нечестную приватизацию: я не думаю, что она будет большой. Крупный приватизационный объект – это же не редиска на рынке, которая лежит на лотках у множества продавцов. Речь идет об уникальных производствах, так что в разовых сделках цена любого объекта равняется тому, за сколько его согласились купить. Так что будет очень трудно определить размер компенсации. К тому же я не очень представляю себе, как этим будет заниматься Счетная палата. Даже если мы подключим к аудиту известную компанию с мировым именем, то за такую услугу потребуют сумасшедших денег. И, опять же, непонятно, на основании чего она будет принимать решение.
Так что все это, по большому счету, предвыборная пиар-акция. С другой стороны, это свидетельствует о том, что нынешняя власть планирует править и дальше, хотя общественные настроения этому не очень благоприятствуют. Вот и нужно успокоить общество, показать готовность властей восстановить справедливость. К тому же общество, в котором не действуют определенные принципы о том, что честность – это хорошо, а наоборот – плохо, не может существовать долго. Приведу такой пример: как воспитывать молодежь и прививать ей ценности честного труда, если люди знают, что работодатель – бандит, вор и коррупционер? Однако, способ легитимации работодателей выбран достаточно странный.
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.