В Минск один за другим возвращаются послы ЕС. Однако до нормализации белорусско-европейских отношений далеко. ЕС в качестве главного условия диалога требует от Александра Лукашенко освобождения всех оппозиционеров, считающихся политзаключенными, и их реабилитации. Белорусские власти заявляют, что ничего подобного по «евросоюзовскому велению» делаться не будет.
В четверг к своим обязанностям после двухмесячного перерыва, связанного с дипломатическим конфликтом, приступила глава представительства Европейского союза в Белоруссии Майра Мора. Послы стран ЕС начали возвращаться в Минск в среду. Первым прибыл посол Швеции Стефан Эрикссон. К настоящему времени известно, что в Белоруссии также уже находятся посол Польши Лешек Шерепка, посол Литвы Эдминас Багдонас и посол Франции Мишель Ренери.
«Те, кто не написал это обращение на имя президента, будут сидеть. Никто на меня здесь не надавит»
В посольстве Польши газете ВЗГЛЯД рассказали, что хотя послы приезжают по отдельности, решение об этом было принято общее. Ожидается, что до конца недели вернутся практически все.Кроме того, посол Белоруссии в Бельгии Андрей Евдоченко, который является по совместительству представителем в органах ЕС, а также глава белорусской дипмиссии в Польше Виктор Гайсенок вернулись к своим обязанностям. Ранее они находились в Минске на консультациях.
На прошлой неделе источник в структурах ЕС в Брюсселе сообщил газете ВЗГЛЯД, что урегулирование дипломатического конфликта стало возможным после того, как на Пасху из белорусских тюрем были освобождены кандидат в президенты на выборах 2010 года Андрей Санников и руководитель его избирательного штаба Дмитрий Бондаренко.
При этом собеседник газеты ВЗГЛЯД подчеркнул, что речь идет пока лишь об «откручивании» ситуации до того уровня отношений, который предшествовал дипломатическому конфликту конца февраля.
Напомним, в конце февраля в ответ на расширение санкций Евросоюза Минск отозвал своего постоянного представителя при ЕС и посла в Польше. Кроме того, главе представительства ЕС в Белоруссии и послу Польши было предложено «выехать в свои столицы» для консультаций. Другие страны Евросоюза в знак солидарности решили отозвать своих послов из Минска.
В конце марта ЕС еще раз расширил список белорусских чиновников и компаний, подпадающих под санкции. Белорусские власти неоднократно подчеркивали, что считают нежелательным и нецелесообразным возвращение в Минск послов стран ЕС, пока в Евросоюзе не придут к пониманию необходимости конструктивного диалога с Белоруссией об отмене санкций.В понедельник на заседании Совета министров иностранных дел ЕС не было принято никаких резких решений по белорусскому вопросу.
Таким образом, и Минск, и Брюссель сделали шаги к деэскалации конфликта.
Впрочем, как сказал источник в Брюсселе, «полноценный диалог, в том числе о каких-то финансово-экономических программах помощи Белоруссии и замораживании существующих санкций взамен на демократические преобразования, может начаться лишь после освобождения всех политзаключенных. Положение дел должно «обнулиться» до ситуации, которая была накануне президентских выборов декабря 2010 года».
Условием начала полноценного диалога в ЕС на упомянутом заседании Совета министров иностранных дел ЕС в понедельник было названо не только освобождение, но и реабилитация противников Александра Лукашенко.
Ранее еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле заявил, что «все политзаключенные должны быть освобождены и реабилитированы –только тогда мы можем говорить о нормализации отношений с Минском».
«Все процессы в Белоруссии осуществляются в строгом соответствии с белорусским законодательством. Здесь не может быть какой-либо подстройки под внешнее воздействие. Скорее наоборот, внешнее давление может только затормозить развитие ситуации», – пригрозил в ответ пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных.Куда жестче отреагировали президент Белоруссии и глава его администрации.
В субботу Александр Лукашенко еще раз повторил, что оппозиционеры будут освобождены только после того, как подадут прошения о помиловании: «Те, кто не написал это обращение на имя президента, будут сидеть. Вот и все давление. Никто на меня здесь не надавит».
Политзаключенными оппозиция и Запад считают еще около 10 человек, в числе которых и бывший кандидат в президенты на выборах 2010 года Николай Статкевич, который отказывается просить о помиловании. Освобожденные недавно Санников и Бондаренко такие прошения все-таки подали.
Что касается требования Запада о реабилитации соперников Александра Лукашенко, то глава администрации президента Белоруссии Владимир Макей заявил: «Сегодня выдвигаются новые требования. Говорят, что осталось полтора или два десятка каких-то политических заключенных, которых, цитирую, «надо немедленно освободить, немедленно реабилитировать». В этот список включили даже радикальных революционеров-анархистов, которые забрасывали российское посольство бутылками с зажигательной смесью, коктейлями Молотова. По интерпретации Евросоюза, завтра этот список может разрастись и до 50–60 человек. Поэтому подобного рода требования – это путь в никуда. Никакого освобождения под давлением не будет. Никакой реабилитации по евросоюзовскому велению тоже не будет».
Минский политолог Александр Класковский, как уже писала газета ВЗГЛЯД, сильно сомневается в том, что Лукашенко выполнит требования ЕС не просто освободить оппозиционеров, но и оправдать их.
«Во-первых, властям нужно сохранить лицо, чтобы не выглядело так, что их «наклонили». Во-вторых, есть практические соображения – оказавшиеся на свободе и восстановленные в правах оппозиционеры могут снова пойти в политику, принять участие в парламентских выборах осенью», – говорит политолог.
Впрочем, отмечает эксперт, как правило, противники Лукашенко, которые прошли через тюрьмы, в политику уже не возвращались – например, бывший премьер-министр Михаил Чигирь или бывший кандидат в президенты на выборах 2006 года Александр Козулин.Нежнее, еще нежнее
Между тем поговаривают, что следующие оппозиционеры могут оказаться на свободе ко Дню Победы 9 мая или к 3 июля, когда в республике будет отмечаться День Независимости.
С интересом ожидается и послание президента Белоруссии парламенту и народу. Оно должно было состояться 19 апреля, но было перенесено на более поздний срок.
Лукашенко распорядился переписать ряд положений послания, касающихся принципов приватизации и внешнеполитического курса.
Так, и это небезынтересно в первую очередь российскому капиталу, он поручил учесть ряд моментов о недопустимости чересчур либерального подхода при продаже госсобственности, о также о неприемлемости широкой приватизации вкупе с обязательной защитой интересов простых работников в ходе возможной приватизации предприятий.
Что касается внешней политики, то Лукашенко высказался против излишне жестких мер реагирования на возникающие проблемы в отношениях Беларуси со своими партнерами. Речь может идти об озвучивании принципов нормализации отношений с Западом.
>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.