В прошлом году российские власти провели переаттестацию сотрудников МВД. После событий в казанском полицейском участке «Дальнем» некоторые эксперты заговорили о том, что процедуру следует повторить. Так зачем же ее проводили в первый раз, и дала ли она тот результат, на который рассчитывали? В СМИ об аттестации полицейских говорили мало, да и само ведомство МВД не спешило делиться деталями, поэтому не лишним будет вспомнить, как же проходило это глобальное мероприятие.
Новый закон РФ «О полиции» вступил в силу 1 марта 2011 года. Его обсуждение длилось около года, над текстом документа работали известные правоведы: профессора и научные сотрудники профильных ВУЗов. Реформа была призвана изменить общественное мнение о правоохранителях, сделать из МВД не институт государственного принуждения, а организацию, которая защитит права и свободы граждан России и сможет серьезно противостоять преступности.
Реформа завершилась 1 августа прошлого года. По распоряжению Президента Дмитрия Медведева она была продлена, изначально ее планировалась завершить к началу лета. Это было связано с тем, что решено было обеспечить как можно более тщательный подход к отбору правоохранителей. Было сформировано 199 комиссий: 169 в окружных УВД и ОВД, и 30 – по главку и подразделениям.
Претендентов на должности высшего начальствующего состава проверяла комиссия, во главе которой находился глава администрации президента Сергей Нарышкин, в нее также вошли глава МВД Рашид Нургалиев, его заместитель Сергей Герасимов, начальник государственно-правового управления Лариса Брычева, замгенпрокурора Виктор Гринь и помощник президента Олег Марков. В середине апреля, по распоряжению главы государства, членами комиссии стали член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена и председатель Общественного совета при МВД РФ, народный артист России, поэт-песенник Илья Резник.
Командный состав МВД проверялся по многим параметрам. В основе лежали морально-нравственное и психологическое состояние претендентов на руководящие должности, дисциплина их подчиненных, отношение к исполнению обязанностей, состояние дел на подведомственной территории, знания и практики в организации работы. Учитывалось имущественное положение кандидатов, при этом использовались негласные данные из Управления собственной безопасности, ФСБ и других государственных органов. Было проведено изучение деятельности каждого работника МВД за весь период прохождения службы, обращалось внимание на наличие компрометирующих материалов, поощрений или взысканий. Анализировались даже материалы прессы, в которых сообщалось о том или ином сотруднике полиции.
Каковы были результаты этого несомненно нужного процесса? За время реформирования штат сотрудников МВД был сокращен на 22%, многие высокие милицейские чины лишились своих должностей. Всмотритесь в эти цифры: в ходе переаттестации были уволены более 140 генералов, сменены главы подразделений в 36 регионах РФ, уволено свыше 230 тыс. сотрудников полиции. Всего переаттестацию прошли 875,3 тысячи офицеров внутренних дел.
Иными словами, отбор был достаточно жестким, как и было заявлено. Основными причинами, по которым многие сотрудники полиции не прошли аттестацию, были: достижение предельного возраста пребывания на службе, наличие взысканий по работе, судимости, снятыепонереабилитирующим основаниям, предоставление при поступлении на службу искаженных или неправильных данных о себе, предоставление поддельных документов при трудоустройстве, совмещение работы и занятий бизнесом. В некоторых случаях не прошли проверку те сотрудники, которые предоставили неправильные декларации о себе или дискредитировали работу органов МВД.
Выявленная информация о сотрудниках поразила не только общественность – само руководство МВД отметило, что несколько шокировано результатами. Рашид Нургалиев был поражен уровнем доходов и имуществом отдельных сотрудников МВД. По словам министра, на рассмотрении выяснилось, что многие офицеры занимались бизнесом, находясь на руководящих постах, и даже имели зарубежную недвижимость.
После завершения переаттестации, министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что это не означает окончания реформы. По словам главы МВД, теперь, получая новую должность, сотрудник вновь будет проходить переаттестацию, выдерживая серьезный экзамен. Пришли к выводу и о необходимости ротации руководителей ведомства. Согласно этой задумке, высший состав органов внутренних дел будет заниматьсвои посты не более пяти лет, после чего их ожидает перевод на другую должность, которая должна быть равнозначной.
Для многих служб переаттестация стала настоящим потрясением. Больше всего пострадали от этого ДПС и ГИБДД. После переаттестации в этих структурах образовался серьезный недобор сотрудников.Многие уволенные работники подавали апелляции, с просьбой заново рассмотреть их дела, т.к. считали потерю должности незаконной. Некоторые иски рассматриваются до сих пор.
Но даже эти принятые меры так и не привели к тем результатам, на которые рассчитывали власти.По крайней мере, народ не поверил: согласно опросам ВЦИОМ, 46% россиян посчитали, что переаттестация сотрудников МВД проходила необъективно и с нарушениями. Больше всего уверены в этом оказались жители Москвы и Санкт-Петербурга. Те, кто считают переаттестацию неправильной,составили 65%. О том, что все происходило законно и прозрачно, высказались только 24% респондентов. Треть населения и вовсе затруднилась дать какую-либо оценку, что свидетельствует о том, что переаттестация полиции недостаточно освещалась в СМИ, а это тоже можно считать серьезным недостатком.
Но после ряда громких дел уверенность в честностипроведенной в том году переаттестации и вовсе пошатнулась – теперь в ее успешность не поверит, пожалуй, никто. Последней каплей стало дело в ОВД «Дальний», после которого власти вынуждены были заявить о необходимости новой переаттестации. Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, депутат от «Единой России», заявил о случае в Казани, что это лучшее доказательство того, что переаттестация сотрудников полиции не привела к нужному результату. По его меткому выражению, реформа «свелась к абсолютной профанации и фальсификации». По даннымХинштейна, после реформы многие сотрудники с сомнительной репутацией не только продолжили службу, но и заняли более высокую должность! Как говорится, удивительное – рядом…
В связи с этим в МВД теперь не исключают проведения повторной переаттестации полицейских в отдельных регионах. Замглавы министерства Сергей Герасимов доложил, что в некоторых регионах такая работа уже проводится. «Что касается Казани, то там это уже идет», - заявил замминистра. Но при этом Герасимов добавил, что он выступает против всеобщей повторной переаттестации сотрудников полиции. Если ее проводить, то «тогда мы должны сказать, что нигде ничего позитивного с переаттестацией не вышло», - добавил зам Нургалиева.
В то же время, даже представители правящей партии выступают за то, чтобы провести повторный процесс проверки сотрудников. Об этом заявил уже упоминавшийся выше Александр Хинштейн.
«Переаттестация должна быть проведена совершенно по новому принципу. К ней должны быть подключены представители общественности, гражданского общества, депутатский корпус. Надо разработать концепцию реформы. В апреле наш комитет планирует проведение круглого стола, который будет посвящен реформированию МВД. Это будет первым серьезным обсуждением этой реформы», - сказал Хинштейн.
Нельзя не согласиться с депутатом: первая аттестация проводилась словно бы безо всякого плана. А даже если он и был, вряд ли он мог претендовать на то, чтобы называться настоящей концепцией – т.е. тем, где есть чёткая общая идея, которая бы определяла характер даже мельчайших деталей. Иными словами,первой аттестации не хватило всесторонности – полицию проверили, но однобоко. Да, полицейских изучили на предмет наличия бизнеса, судимостей, неправильно заполненных документов… Но что это дало? Скорее всего, у изуверов из ОВД «Дальний» не было ни бизнеса, ни судимостей, да и с документами при трудоустройстве всё было в порядке – а вот с головой проблемы явно были. Почему во время первой аттестации этого не заметили? Плохо работали психологи? А работали ли они вообще?
Иначе говоря, работа над ошибками теперь предстоит серьезная. Думскому комитету придется хорошо подумать над концепцией, ведь если власти второй раз «прошляпят» аттестацию, оправдываться будет уже нечем. Теперь в концепции новой проверки нужно будет учесть не только имущественное положение и «юридическую чистоту» правоохранителей, но и их психическое здоровье. А какую бы программу аттестации предложили бы вы, граждане России?
>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.