Строительный бум в столице Таджикистана Душанбе - в ходе которого здесь были построены самая большая в Центральной Азии библиотека, самый высокий флагшток, а вскоре появится и самая вместительная чайхана - заставляет некоторых душанбинцев шутить, что город превращается в выставочный зал для нового архитектурного стиля под названием "диктаторский шик".
Правда, смеются лишь отдельные жители города. Многих же других душанбинцев озабоченность властей процессом строительства сильно огорчает. В момент, когда большинство жителей республики ведут отчаянную борьбу с нищетой, выделение огромных государственных средств на показательные стройки, по мнению критиков, является совершенно неоправданным.
Самые высокие темпы строительства наблюдались в месяцы, предшествовавшие празднованию осенью прошлого года 20-ой годовщины независимости Таджикистана. К этому торжественному событию в стране были приурочены несколько сот строек, так называемых "юбилейных объектов". По официальным данным, на подготовку к юбилею из государственной казны было потрачено 212 млн. долларов - сумма, составляющая около 10 процентов бюджета республики и в шесть раз превышающая размер ежегодной помощи, выделяемой Таджикистану Агентством США по международному развитию.
И хотя праздничные торжества уже давно миновали, жажда переустройства города не ослабевает. В феврале душанбинские власти обнародовали список из нескольких десятков намеченных под снос зданий вдоль так называемой "протокольной трассы", по которой президент Эмомали Рахмон и другие высокопоставленные должностные лица следуют на работу. Многие из этих строений - это ветхие многоквартиные дома, в которых проживают несколько тысяч человек. Власти не особо распространяются на тему о том, на какие компенсации могут рассчитывать владельцы этих жилищ, а те полагают, что им нужно готовиться к переселению на дальние окраины: многие годы они наблюдали за стройкой, которая неумолимой поступью приближалась к их домам, включая строительство в их районах "элитных" высоток.
Строительство продолжается, а вот дышащая на ладан инфраструктура Душанбе - в том числе дряхлая канализационная система и изношенные линии электропередач - ремонтировать никто не собираются, отмечают источники, знакомые с градостроительными планами. В настоящее время менее половины населения Таджикистана имеет доступ к безопасным источникам питьевой воды. Данный факт вызывает опасение, что нынешняя градостроительная политика может усугубить кризис в сфере здравоохранения. Новое строительство лишь повышает имеющиеся риски, полагает экс-президент Академии Наук Таджикистана Сабит Негматуллаев.
"Система водоснабжения и канализации в [центре Душанбе] строилась в 1970-ые и 1980-ые годы и теперь уже изношена. Навряд ли она справится с обслуживанием десятков новых зданий", - отмечает он.
И действительно, жители города сообщают о падении давления воды в старых зданиях, возле которых выросли новые высотки, а прежний опыт дает все основания опасаться за последствия для здоровья людей. Так, например, в 1997 году Таджикистан поразила эпидемия тифа, разразившаяся главным образом в столице и Хатлонской области на юге страны. Специалисты из Центра по контролю заболеваний США и Красного Креста определили, что вспышка эпидемии была отчасти спровоцирована перекрестным загрязнением между старыми водопроводными и канализационными трубами. По оценке ООН, эпидемия унесла жизни 80 человек.
Представители водного хозяйства Душанбе не согласились на интервью. Начальник же главного управления по архитектуре и градостроительству при мэрии Душанбе Кудратулло Файзуллоев встал на защиту проводимой властями политики, заявив, что город в срочном порядке нуждается в новом строительстве, дабы справиться с потребностями растущего населения. Проекты строительства "утверждаются лишь при соответствии всем нормам безопасности", - заявил он EurasiaNet.org.
Соблюдение строительных норм может иметь важнейшие последствия для будущего города. До распада СССР в 1991 году в Душанбе, подверженном мощным землетрясениям, практически не строилось зданий выше пяти этажей. Новые здания, возводимые сегодня в столице, насчитывают девять этажей и более.
По словам бывшего регионального координатора Международной стратегии уменьшения опасности бедствий ООН (МСУОБ ООН) Гульсары Пулатовой, Таджикистан не имеет опыта высотного строительства. "При планировании нужно учитывать высокую сейсмичность района, должны также разрабатываться четкие планы эвакуации. Во многих районах города плохо с водо- и электроснабжением, особенно в зимний период. Повышенная плотность застройки может привести к серьезным авариям", - говорит она.
Новые стройки продолжают вызывать вопросы, связанные с контролем за качеством строительства. Так, например, несколько семиэтажек на одной из окраин уже заметно осели, а с другого, еще не введенного в эксплуатацию 22-этажного здания, возвышающегося над остальными городскими строениями, уже отлетает штукатурка.
В социальных сетях и газетах жители Таджикистана все громче выражают недовольство планами властей. Как рассказал EurasiaNet.org бывший главный архитектор Душанбе Рустам Каримов, в столице отсутствует диалог между городской администрацией и населением. "Даже в советские времена решения по важнейшим объектам принимались только после публичного обсуждения", - говорит он.
В ходе недавнего посещения библиотеки площадью 45 тыс. кв. метров стоимостью 40 млн. долларов, торжественно открытой в марте президентом Эмомали Рахмоном, корреспондент EurasiaNet.org обнаружил лишь один зал с книгами - все от Пушкина на трех языках до учебников по давно устаревшим языкам программирования. По словам библиотечных работников, в здании имеется много других читальных залов, да вот нет людей, у которых от них ключи.
На взгляд молодых жителей Таджикистана, новые здания делают столицу ярче и заставляют гордиться своей страной. Представители же старшего поколения выражают разочарование отсутствием, по выражению одного из них, "эстетической логики".
"За последнюю пару лет архитектурный ансамбль Душанбе полностью уничтожили так, что теперь уже невозможно ничего исправить, - говорит известный местный фотохудожник Геннадий Ратушенко. - Ландшафту города нужна эстетическая логика".
> < ="originalAuthors">Константин Паршин>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.