Обещание министра обороны освободить солдат-срочников от хозяйственных работ в воинских частях не выполняется, утверждают авторы опубликованного в конце минувшей недели доклада о принудительном труде в российской армии: по документам хозяйственные работы выполняют вольнонаемные и за деньги, фактически – солдаты и бесплатно. Кроме того, военнослужащих сдают в аренду предпринимателям, а также заставляют с риском для жизни заниматься утилизацией боеприпасов, занижая при этом зарплату и отбирая заработанное.
Доклад «Лишний солдат» подготовили 19 правозащитных организаций, которые зафиксировали в 50 регионах более 400 случаев привлечения солдат-срочников к работам, не связанным с исполнением обязанностей военной службы. Хотя это запрещено приказом министра обороны №428 от 8 октября 2005 года, по утверждению авторов доклада, «такова реальность значительной части, если не большинства воинских частей». В числе самых распространенных работ, к которым привлекают солдат, – вырубка деревьев для последующей продажи пиломатериалов. Такие случаи выявлены в Тверской, Псковской, Ленинградской и Владимирской областях, а также в Республике Северная Осетия. Известен пример, когда солдаты несколько месяцев жили в лесу в палатках и ели бродячих собак, так как привозимых консервов не хватало. Медпомощь также отсутствует: когда один из солдат рассек бензопилой руку, ему пришлось зажать рану другой рукой и бежать в расположенную в нескольких километрах воинскую часть. Руку спасли, а с солдата взяли объяснительную о том, что претензий к командирам он не имеет.
Привлекают солдат к работе в создаваемых на территории воинских частей автомойках, а также в подпольных цехах, например по производству тарных ящиков. В Интернете одна из фирм предлагает услуги солдат-разнорабочих, причем объявление содержит ссылку на приказ министра обороны о незаконности такого труда. В поселке Лесной Свердловской области солдаты убирали улицы вместо дворников, а в Псковском академическом драматическом театре имени Пушкина трое солдат минувшим летом работали озеленителями.
По словам руководителя псковской организации «Совет солдатских матерей» Валентины Афанасьевой, директор театра в разговоре с ней сослалась на невозможность нанять рабочих за зарплату в 5 тыс. рублей. Сотрудники военной прокуратуры, куда обратилась Афанасьева, ответили, что солдат в театре не обнаружили.
Несмотря на появление в Уголовном кодексе статей 127.1 «Торговля людьми» и 127.2 «Использование рабского труда», в делах о сданных в аренду солдатах их не применяют, говорится в докладе. Командиров привлекают к ответственности по статьям 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» и 286 «Превышение должностных полномочий». Наказание сводится к штрафу от 5 тыс. до 100 тыс. рублей, свободы никого не лишили. Правозащитники отмечают, что воинский устав не позволяет солдату отказаться выполнять приказ командира под угрозой уголовной ответственности. Правда, приказ можно потом обжаловать, но расследовать, правомерно ли привлекали солдата к работе, будет командир части – так гласит законодательство.
С прошлого года солдат стали в массовом порядке привлекать к утилизации боеприпасов. Эта работа опасная – число погибших военнослужащих уже превысило 20. В ноябре минувшего года премьер-министр Путин на заседании президиума правительства потребовал «максимально исключить участие в этом процессе солдат и сержантов срочной службы, а основной упор в ликвидации столь большого взрывоопасного богатства сделать на его промышленном уничтожении». Однако орловская организация «Совет солдатских матерей» в январе нынешнего года на просьбу не направлять одного из солдат-срочников на полигон для участия в утилизации боеприпасов получила отказ со ссылкой на то, что весь личный состав воинской части командирован на полигон до декабря 2012 года.
Срочников не только вынуждают рисковать жизнью, перетаскивая сгнившие ящики со снарядами, но и дискриминируют при оплате труда: вместо положенных вольнонаемному 35–40 тыс. рублей в месяц им платят по 13–15 тыс. Но даже и эти деньги зачастую солдатам не достаются: их обирают и командиры, у которых хранятся банковские карточки солдат с пин-кодами, и сослуживцы. Когда в октябре 2011 года рядовой одной из воинских частей Челябинской области Максим Тюменцев отказался отдавать заработанные на полигоне деньги сослуживцам, парню сломали нос, повредили позвоночник и выбили восемь зубов.
Министр обороны Анатолий Сердюков обещал еще с прошлого года избавить срочников от хозяйственных работ на территории воинских частей. Авторы доклада утверждают, что это обещание не выполнено: хотя военные и заключили договор с ОАО «Славянка», во всех воинских частях, которые посетили правозащитники, уборкой продолжают заниматься солдаты. Командиры же оправдываются тем, что «проверяющие, особенно из Москвы, ставят в вину грязь». Солдат заставляют работать, так как они бесправны, а «бесправие – естественное следствие принудительного характера службы по призыву», – поясняет «НИ» составитель доклада Людмила Вахнина из правозащитного центра «Мемориал». Принудительный труд в армии исчезнет лишь с отменой призыва, соглашается в беседе с «НИ» заведующий лабораторией военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цымбал.
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.