Ленинский районный суд в конце декабря прошлого года отказал в удовлетворении иска прокурора Томска о признании экстремистской книги "Бхагавад-гита как она есть" с комментариями основателя Международного общества сознания Кришны Свами Прабхупады, выполненными в 1960-е годы.
Процесс в Томске вызвал протесты политиков и общественности Индии. Тема "гонений на индуизм в России" стала новостью номер один для ведущих индийских СМИ. Между тем официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич подчеркивал, что речь в рамках судебного процесса идет не о самой "Бхагавад-гите", а о ее двойном переводе, который "грешит смысловыми искажениями", и о комментариях С.Прабхупады. В январе 2012 года прокурор Томска оспорил этот отказ. Апелляция прокуратуры была принята.
О том, что из себя представляет "Общество сознания Кришны", обоснованы ли претензии прокурора Томска, почему "экспорт гуру" выгоден индийскому правительству, в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Алексею Соседову рассказал глава экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, известный сектовед Александр Дворкин.
- Прокуратура Томска летом 2011 года обратилась в местный районный суд с иском о признании экстремистской книги "Бхагавад-гита как она есть", большую часть которой составляют комментарии основателя Международного общества сознания Кришны Свами Прабхупады. Вы согласны с позицией прокуратуры?
- Основная идея в развязанной кришнаитами и их сторонниками пиар-кампании заключается в том, что судят великий памятник древнеиндийской литературы, святую книгу индуизма "Бхагавад-гиту", пытаются тем самым запретить мировую классику. Однако это ложь. Начнем с того, что у специалистов есть много претензий к тому переводу исходного текста "Бхагавад-гиты", который сделал Прабхупада на неродной для него английский язык. Кроме того, древнеиндийская поэма нарезана по строчке, и каждая строчка снабжена громадным комментарием Прабхупады - от полустраницы до нескольких страниц. Соответственно, текст не может восприниматься как связное повествование. Вообще священные книги так не комментируют. Нашинкованный таким образом текст полностью уничтожает смысл повествования. Например, есть Библия, а есть отдельные книги комментариев святых отцов. И человек читает комментарии параллельно с исходным священным текстом. Интересно было бы задать вопрос о том, много ли кришнаитов прочитало "Бхагавад-гиту" целиком, как единое повествование. Уверен, что практически никто. Если подумать, то в этом - глубокое неуважение к тому тексту, который сектанты называют священным.
Все претензии прокуратуры относятся к комментариям Прабхупады, написанным во второй половине XX века, в которых, например, содержатся грубые и оскорбительные высказывания про людей, принадлежащих к другим религиям. Там есть дискриминация и по половому признаку, есть указания на то, что человек не должен быть патриотом, что человек, любящий землю, на которой родился, и детей, подобен свинье, верблюду, ослу и так далее. Дети называются "побочными продуктами тела", то есть приравниваются к испражнениям. Подобных цитат набирается на несколько десятков страниц.
Вот некоторые из них: "Есть два типа людей: преданные и демоны. Господь избрал Aрджуну, чтобы поведать ему эту великую науку, потому что Aрджуна был Его преданным. Демонические люди не способны постичь сокровенный смысл "Бхагавад-гиты". Существует много изданий этой великой книги. К одним из них написали комментарии преданные, а к другим - демоны. Комментарии преданных передают истинное содержание "Бхагавад-гиты", тогда как комментарии демонов лживы и бесполезны".
Деление людей на своих, чистых, преданных, и "демонов" - яркий пример религиозной дискриминации.
"Только глупцы и негодяи пытаются принизить Верховную Личность Бога, Господа Кришну"; "Кто же, кроме последнего глупца, откажется обрести сознание Кришны?" То есть все люди, не имеющие отношения к организации кришнаитов, постоянно подвергаются оскорблениям и называются глупцами.
Дальше - больше. Не просто глупцами, но ворами, шарлатанами и ослами кришнаиты называют... ученых, не верящих в реинкарнацию. Вот выдержки из бесед основателя секты Прабхупады со своими учениками, изложенные в кришнаитской книге "Жизнь происходит из жизни":
- Шрила Прабхупада: Индивидуальная душа никогда не исчезает. Она не умирает и не рождается. Она просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это совершенное знание.
- Д-р Сингх: Но почему ученые не признают этого?
- Шрила Прабхупада: Они непорядочные люди. Они шарлатаны. Их даже нельзя назвать воспитанными людьми
Или: "Ученые постоянно исследуют что-то, но, если вы спросите их, зачем они это делают, они ответят: "О, это для следующего поколения, во имя будущего". Но я спрашиваю: "А как же вы? ...Если в следующей жизни вы станете деревом, будет ли вам дело до вашего следующего поколения?" Но он осел". Беседа названа тоже без церемоний: "Прогресс ослов". Заседающие в Нобелевском комитете ученые считаются Прабхупадой "не лучше собак, свиней, верблюдов и ослов". Тут гуру совершенно безапелляционен: "Мы вообще не считаем их людьми. Одно животное превозносит другое. Что тут хорошего? Если люди в Нобелевском комитете сами не лучше животных, то каждый, кто получает премию по науке, является первым из глупцов, потому что удостоился похвалы не людей, а животных". И так далее...
Следующий аргумент кришнаитов поражает своей лукавостью. Они говорят, что, поскольку в книге "Бхагавад-гита как она есть" содержится и подлинный текст "Бхагавад-гиты" на санскрите, то, объявляя всю книгу экстремистской, автоматически запрещается и сам священный текст. Это, конечно, полная чушь, потому что претензии прокуратуры именно к комментариям. Приведем такую аналогию: если работники Санэпидемстанции приходят в ресторан, обнаруживают в салате бактерии сальмонеллеза и не допускают его к употреблению, значит ли это, что они тем самым борются со здоровым питанием и не позволяют употреблять в пищу свежие овощи, из которых этот салат состоит?
Любая организация с такими, как у "Общества сознания Кришны", взглядами на всех, не принадлежащих к ней, потенциально опасна. Если представить себе гипотетически ситуацию, что такая организация придет к власти (а ведь кришнаиты к этому стремятся), то весь этот экстремизм почувствуют на себе в том числе и те, кто сегодня призывает проявлять "терпимость", "политкорректность" в этом судебном деле. Такие "политкорректные" люди уже жили в начале тридцатых годов в Германии, которые говорили: "подумаешь, какая-то маленькая национал-социалистическая партия, возглавляемая сумасшедшим австрийцем, который написал какую-то дурацкую книжку "Майн кампф", пусть ее распространяет". Но потом, когда автор "Майн кампф" оказался во главе всего государства, тогда эти люди почувствовали на своей шкуре, что значит подобная терпимость к заведомо человеконенавистническим материалам.
- В январе 2012 года прокурор Томска оспорил отказ в удовлетворении его иска о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" экстремистской. Апелляция была принята. Как Вы оцениваете перспективы дела в суде?
- Очень трудно сказать, потому что ведется чрезвычайно активная внешнеполитическая кампания, в рамках которой оказывается неприкрытое давление на суд. Хотелось бы, чтобы суд это давление выдержал и принял взвешенное независимое решение.
- Что Вы можете сказать об "Обществе сознания Кришны"?
- "Общество сознания Кришны" не принадлежит к традиционному индуизму, в частности, потому, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться в касте - вне кастовой системы индуизм немыслим. Это секта, которая была создана в Нью-Йорке в 1966 году и с тех пор "прославилась" множеством криминальных деяний, в которых было замешано практически все кришнаитское руководство. Поначалу традиционный индуизм относился к секте с брезгливостью. Известный индолог, автор 25 книг об индуизме и буддизме, профессор университета в Дели Моти Лал Пандит указывал на то, что "Общество сознания Кришны" не может быть признано традиционным индуизмом не только потому, что его члены не родились в Индии, но и из-за их "богословской интерпретации". У них свой руководитель, свое богословие, своя школа, которая называется "Геда-Веда". Ученый отмечал, что та традиционная школа, к которой принадлежал лидер кришнаитов Прабхупада, более не признает его "интерпретацию традиции".
В девяностые годы в Индии впервые пришла к власти коммуналистская партия "Бхаратия джаната парти" с идеологией, основанной на религиозном национализме, появившемся как одна из версий неоиндуизма. Кстати сказать, в военное время коммуналисты поддерживали активные контакты с уже упомянутой нацистский Германией и были запрещены британскими властями. Именно после их прихода к власти в Индии начались те зверские убийства, изнасилования и погромы христиан, которыми эта страна так "прославилась" в последнее время. Коммуналистское правительство впервые стало активно эксплуатировать идею экспорта гуру. Коммуналисты поняли, что гуру, которые выезжают в западные страны, и их новообращенные адепты могут играть весьма важную политическую роль, быть агентами влияния, а наряду с этим приносить реальный доход. Потому что все эти гуру потом возвращаются в Индию, и множество попавших в их сети западных людей приезжают туда их повидать, пожить рядом с ними и, разумеется, привозят с собой деньги. Хотя коммуналисты отошли от власти, но Индийский национальный конгресс, пришедший им на смену, осознав, что экспорт гуру - вещь выгодная, также вовсю стал поддерживать псевдоиндиуистские проекты на Западе.
И наши кришнаиты сами не скрывают, что являются агентами влияния Индии: все время говорят, что представляют "армию индуизма", что они проводники индийской культуры, традиций и так далее. На самом деле, никакой подлинной индийской культуры там нет, они распространяют влияние своей организации, а индийское правительство с радостью это поддерживает, так как знает, что новообращенные кришнаиты все равно будут ездить в их страну и привозить туда деньги. Приведу пример лишь с одним из таких "экспортных гуру" - недавно скончавшимся Саи Бабой, отделения секты которого имелись повсюду - как на Западе, так и в России. Он начинал мальчишкой из трущоб - прямо "миллионер из трущоб". Когда он, "живой бог", скончался в прошлом году, то, по разным сведениям, после него осталось от семи до девяти миллиардов долларов. Вот это настоящее чудо. Тут значительная часть индийского национального дохода. Это не то что часы производить "из воздуха" или лингамы - дешевые фокусы, которые любой факир на индийских улицах воспроизведет. Если посчитать всех индийских гуру, то Индии можно вообще ничего не производить - только этих гуру, и засылать их на Запад. Думаю, такое соображение может объяснить ту поддержку, которой "Общество сознания Кришны" пользуется в Индии.
- 24 февраля в агентстве "Интерфакс" в Томске прошла пресс-конференция. В ней приняла участие, в частности, Ирина Глушкова - известный индолог, ведущий научный сотрудник Центра индийских исследований Института востоковедения РАН. Она заявила, что "Бхагавад-гита" как священный текст существует только в виде комментариев, поэтому рассматривать "Бхагавад-гиту как она есть" с точки зрения Уголовного кодекса недопустимо. Как бы Вы могли на это отреагировать?
- Основное выступление Ирины Глушковой было очень странным: я в нем не заметил ничего соответствующего ее научному статусу. Она сообщила, что только что приехала из Индии и стала демонстрировать заметки, вырезанные из индийских газет, чтобы показать, насколько в Индии обращают внимание на этот судебный процесс и насколько все возмущены. Ученая дама очень ругалась на Россию, и получалось, что есть такая просвещенная цивилизованная Индия, а с другой стороны - глупая, пьяная, немытая Россия, которая в очередной раз опростоволосилась. Дескать, спутники у нас падают, самолеты терпят крушения, подводные лодки тонут, туристы бесчинствуют, а теперь еще и безграмотные прокуроры на мировую культуру и священные тексты замахнулись. Интересная точка зрения, но это уже другой вопрос.
Но должен сказать, что госпожа Глушкова не всегда придерживалась того мнения, которого придерживается сейчас. В 1996 году она писала, что "между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком "Зуко" и соком живого плода". Интересно, когда Ирина Глушкова выражала свое искреннее мнение - тогда или сейчас? Или проплаченные поездки в Индию способствуют оперативному изменению взглядов? Но при этом, даже из запутанных комментариев госпожи Глушковой делается совершенно очевидным следующее: вся волна возмущения в Индии вызвана представлением о том, что запрету подвергнется древняя "Бхагавад-гита", а вовсе не прабхупадовский новодел. То есть, отношения между Индией и Россией осложняются не томским процессом, а лживой кришнаитской пиар-кампанией.
Я вполне согласен с промелькнувшей у Глушковой мыслью, что любой священный текст индуизма не существует вне комментариев. Эту же идею я высказывал в Томске за неделю до Глушковой. Но в том-то и дело, что "Бхагавад-гита как она есть" - это собрание как раз тех комментариев, в которых, по мнению прокуратуры, содержатся высказывания, весьма похожие на экстремистские.
К древним священным текстам невозможно прилагать современные критерии, потому что они писались совсем в других обстоятельствах, для другой культуры, другого общества. А вот как их понимать и как прилагать к жизни конкретного современного человека, зависит от комментариев, которые может написать любой, исходя из собственных взглядов и представлений. Я перечислил лишь немногие из преступлений, в которых руководство и члены "Общества сознания Кришны" были признаны виновными по всему миру.
Но разбор и запрет экстремистских комментариев совершенно определенно не означает запрета того произведения, к которому они написаны. Существует сколько угодно людей, которые, например, пишут экстремистские комментарии к Библии, и их объявляют экстремистскими, при этом ни у кого мысли даже не возникает, что речь идет о запрете Библии. Так что закончу тем, с чего начал: кришнаитская пиар-кампания является насквозь лживой.
> < ="originalAuthors">Юрий Цыбин>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.