Имя осужденного за участие в нападении на Буденновск в 1995 году Игоря Соколова, включенного оппозицией в число политзаключенных, не вошло в "список Медведева", приговоры фигурантам которого подлежат проверке. Тем не менее сам Соколов заявляет, что в ходе судебного разбирательства были нарушены его права, и пытается доказать это в Европейском суде по правам человека.
Как сообщал "Кавказский узел", президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение Генпрокуратуре проанализировать обоснованность приговоров лицам из составленного оппозицией списка политзаключенных, освобождения которых требовали участники акций протеста на Болотной и на Сахарова и шествия 4 февраля. Всего в список оппозиции было включено 39 имен, поручение же президента РФ касается только 32 из них. Семь человек не попали в "президентский список".
В списке не значится
В составлении списка принимало участие общество "Мемориал", один из лидеров движения "Солидарность" Сергей Давидис, который организовал Фонд защиты заключенных, а также правозащитница Людмила Алексеева, исполнительный директор общероссийского движения "За права человека" Лев Пономарев, член бюро "Солидарности" Александр Рыклин. Ряд имен заключенных был включен в список по рекомендации представителя националистических движений Александра Белова, пишет РБК.
Изначально в "списке Болотной" было 38 фамилий. Имя Игоря Соколова,осужденного на 13 лет за участие в нападении группы Шамиля Басаева на Буденновск, добавила в список журналист Ольга Романова.
"Я своими руками внесла одного человека - Игоря Соколова. Он был осужден четыре года назад и сидит в Магадане, потому что его обвинили в участии в теракте в Буденновске с бандой Басаева, несмотря на наличие свидетелей, которые доказывали обратное", - приводит слова Романовой "Лента.ру".
При этом, как считают авторы списка, "суд не учел доказательства его невиновности, проявил предвзятость и односторонность, возможно, в уголовном преследовании Соколова сыграла роль предпринимательская конкуренция".
Однако поручение президента РФ касается только 32 из 39 человек, указанных в списке политзаключенных, представленном оппозицией. В "список Медведева" не попали семь человек, в том числе нет в нем и Игоря Соколова. Почему он был исключен из числа заключенных, чьи приговоры подлежат проверке, на данный момент неизвестно.
Напомним, что при нападении на граждан и организации в Буденновске, а также при захвате центральной городской больницы группой Басаева в июне 1995 года погибли 129 человек.
"Поссорился с кем не надо"
"Заметьте, все это время - с 1995 года (Соколов был арестован только в 2007 году. - Прим. "Кавказского узла") - он никого не интересовал, а заинтересовал, когда поссорился с кем не надо", - заявила Ольга Романова изданию Peoples.ru.
Игорь Соколов родился в Твери. В 1992 году закончил Львовское высшее военное политическое училище, вернулся в Россию, демобилизовался из армии и занимался частным бизнесом. Жил в Москве. В 2004 году переехал в Ржев. В 2006 году Игорь Соколов открыл офис продаж полисов страхования автогражданской ответственности в Ржеве.
При этом, как заявляет сам Соколов, местный монополист на рынке страховых услуг "в течение полутора лет делал все возможное", чтобы "выжать" его из бизнеса.
17 июля 2007 года Соколов был арестован по подозрению в причастности к совершению теракта в Буденновске и этапирован в Ставропольский край.
Судебное следствие длилось 9 месяцев. Суд отказался удовлетворить ходатайство защиты о привлечении к процессу целого ряда потерпевших жителей Буденновска и не принял во внимание алиби Соколова - показания свидетелей, утверждавших, что во время указанных событий он находился в Москве, общался с друзьями и семьей, работал на ВДНХ в охранной фирме и на аттракционе "Буран" в Парке им.Горького.
Соколова судили вместе с Абубакаром Межиевым, который состоял в группировке Басаева, чего не отрицал на суде. Он утверждал, что Соколов не имеет отношения к банде Басаева, но его показания суд не принял к сведению, посчитав, что он выгораживает Соколова, говорится на сайте "Русь Сидящая".
На суде по данному делу присутствовали известные правозащитники и журналисты, находившиеся в те дни в Буденновске и сопровождавшие группировку Басаева в Чечню. Их показания в корне отличались от показаний тех, кто узнал в Игоре Соколове террориста. Однако показания председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, журналиста Андрея Бабицкого и некоторых других свидетелей суд к сведению не принял, напоминает "Радио Свобода".
"У защиты были свидетели, которые говорили, что в тот период, когда он якобы совершал преступление, то есть участвовал в рейде Басаева, он находился в другом месте. В ходе суда совершенно не были внятно и четко исследованы обстоятельства, как он оказался в Чечне именно в период, когда формировалась эта группа. Совершенно в материалах уголовного дела, насколько я понимаю, приговор не исследован и не обоснован", - заявил в 2009 году в эфире радиостанции председатель совета правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, отметив, что "показания свидетелей, которые его опознали там, они тоже вызывают сомнения".
Российские правозащитники также отмечают, что приговор построен на экспертизе одной фотографии, якобы сделанной с видеопленки, которая была у ФСБ (пленку на суде не предъявили, заявив, что она размагнитилась) и опознании Игоря Соколова несколькими свидетелями спустя 13 лет после совершения теракта.
17 июля 2009 года суд приговорил Игоря Соколова к 13 годам лишения свободы в колонии общего режима. Все кассационные жалобы, которые были поданы с этого времени, оставили приговор в силе.
Соколов: нарушен ряд положений Конвенции по правам человека
Сам Игорь Соколов считает, что в отношении него нарушены положения Конвенции по правам человека. В частности, на его взгляд, нарушены его права на осуждение компетентным судом, на законное заключение под стражу, на законное содержание под стражей. Соответствующую жалобу он подал в Евросуд.
В ходе следствия и суда, как указывает Соколов, было нарушено право допрашивать показывающих против него свидетелей, а также право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и свидетелей, показывающих против него, говорится в жалобе, которая опубликована в блоге Игоря Соколова.
"Еще одним основополагающим моментом нарушения моих прав считаю необоснованный отказ следствия, а затем и суда провести экспертизу фотографии, которая легла в основу обвинительного приговора", - заявляет Соколов. По утверждению осужденного, ему также было отказано в даче показаний с использованием полиграфа.
Как сказано в заявлении Соколова, он пытался обратиться в ЕСПЧ в мае 2010 года. Однако в октябре 2010 года жалоба ему была возвращена администрацией учреждения УФСИН "в разорванном конверте".
В связи с этим Соколов обратился в правозащитный центр "Мемориал" с просьбой представлять его интересы в ЕСПЧ.
"Мне 37, и я в тюрьме. Все вокруг резко оборвалось. Хотя нет. Осталась надежда... И только надежда на справедливость дает силы выжить", - написал Соколов в своей автобиографической повести, которая публикуется в его блоге.
Напомним, что приговором суда Игорь Соколов признан виновным по ч. 3 ст. 205 (терроризм), ч. 2 ст. 209 (участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях), ч. 3 ст. 327 (использование заведомо подложного документа) УК РФ. По версии обвинения, в конце 1992 года в Абхазии он участвовал в грузино-абхазском конфликте под руководством Шамиля Басаева. По данным ФСБ, там он был снайпером и одновременно муллой.
>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.