Авторизация
 
  • 10:30 – Россияне стали лучше платить по ипотеке 
  • 10:02 – Налоговая случайно перечислила 76 млн рублей на счет женщины 
  • 01:37 – Встреча лидеров 11 стран ЕС и Турции отменена из-за теракта в Анкаре 
  • 15:07 – Зак Эфрон снимется в фильме об убийстве Кеннеди 

Креативом обуха не перешибешь

< =" ">

Принадлежность к «креативному классу» развращает. В том смысле, что, будучи постоянно окруженным приличными (в большинстве своем), а иногда и совершенно уникальными, талантливыми и трудолюбивыми людьми, начинаешь забывать, в какой стране мы живем.

До позавчерашнего дня почему-то никто не хотел верить в то, что Россия остается Россией, зато все верили, что честный рейтинг Путина по стране не выше 30-40%. Разочарование оказалось ожидаемым, но все равно очень болезненным. Но свалить теперь все на систему, на тотальный обман не получится: слишком многие из нас участвовали тем или иным образом в выборах, в основном как наблюдатели, и видели своими глазами, что Путин побеждает честно. За него большинство. Даже в Москве.

Я тоже теперь не могу бездумно ввязываться в политические дискуссии, с горячностью доказывая, что не знаю ни одного человека, который бы был за ЕР или за ВВП. Потому что позавчера, 4 марта, я видела таких более сотни. Их не привезли на автобусе для участия в карусели, это не были рабочие с каких-то таинственных предприятий непрерывного цикла, это не были тупые зомбированные нашисты. Это были совершенно обычны люди, из тех, кого каждый день видишь в маршрутках, из тех, с кем приводишь детей в детский сад. Конечно, большинство из них пенсионеры – относительно молодые или совсем старики, но были и миловидные мамаши с детьми, которых я вначале определяла как «ну эта-то молоденькая, глаза ясные – точно за Прохорова или Миронова». А подходишь, приплясывая на холоде, речовку свою тарабанишь (здрасьте-мы-проводим-опрос-так-называемый-экзит-полл-не подскажете-за кого-голосовали), а она улыбается и отвечает: «За Путина». Или спрашивает, ну что там у вас, опрос-то показывает. Говорить нельзя, но все равно отвечаю, что без сюрпризов. А тетенька в приличной шубке перехватывает руку ребенка поудобнее в своей и выдыхает: «Ну слава богу, стабильность в стране будет». Что для нее значит эта стабильность? Неизвестно.

Бабушки, наверное, никого не удивят: «А этот ваш, олигарх, заводы разграбил, нажился. Алка Пугачева за него агитировала, так она на всех молодых кидается, и на этого кинулась. А вот я всю жизнь работала на заводе автомобильном, а потом все разворовали, в цехах березки росли. А олигархи за копейки купили, вот оно, богатство-то их». Не удивят никого скандальные, измученные, с плотно сжатыми губами тетки. Когда к ним обращаешься вежливо и с улыбкой, они не замедляют шаг, не улыбаются, а зыркнув злобно, в лучшем случае прошипят «без комментариев». Именно так, «без комментариев», по-звездному. Проходя мимо лающей собаки и ее хозяйки, такая вдруг как закричит: «Вы что тут собак гавкающих развели? Вы тут на Болотной площади?!». Не удивят пузатые, очень важного вида дядьки, которые всю жизнь, кажется, перемещаются по метро, расталкивают пассажиров, таскают дешевый портфель и, довольные собой, транслируют то, что узнали из зомбоящика: «Революции нам тут еще не хватало».

Удивляет, когда сын и отец крайне приличного вида идут и голосуют: отец за Прохорова, а сын за Зюганова. Удивляет, когда начинаешь понимать мотивы тех единиц, что на моем участке голосовали за Жириновского. Один из парней – характерный такой, в шуршащих болоневых штанах и грязных кроссовках – вызвался сказать, почему он за Владимира Вольфовича. «Ну и почему?» - спрашиваю заинтересованно, ведь я сюда как раз за этим пришла. Посмотреть в глаза тем, кто голосует за кандидатов, которые мне представляются совершенно гротескными персонажами, увидеть, кто стоит за этими рейтингами и процентами. Парень расставляет ноги, выпячивает грудь, чуть откидывает назад голову и рапортует: «Потому что Россия для русских от Камчатки и до Калининграда, а не для чурок».

- Чем же вам они помешали?

- Я на работу хочу устроиться, а меня не берут, везде одни чурки.

- И кем вы хотите устроиться на работу?

- Поваром.

И я, знаете ли, сникаю. Я понимаю, что экономика, что компании живут ради прибыли, что если соотечественники не хотят работать за те деньги, которые привлекают жителей Средней Азии, то бизнес найдет способ привлечь жителей Средней Азии ради рентабельности. И про расизм я понимаю, и слоган «Россия для русских, а Москва для москвичей» мне, понаехавшей в столицу из Краснодарского края, где армяне и русские со времен Союза живут бок о бок без национальных конфликтов, мне мерзок. Но в своей профессии я знаю только конкуренцию качества. И что бы я делала, если бы не была фанаткой качественной работы, за которую согласны дорого платить, невзирая на толпы желающих работать дешевле, но хуже? При этом мне бы сказали в десятке мест, что на работу не возьмут, поскольку какой-нибудь Джумшут умеет разобраться в нуждах клиента и организовать работу не хуже меня. Может быть, тоже завопила бы про Россию для русских.

Совершенно очевидно, что наше общество нездорово. Что живущие в нищете люди так и будут обвинять в своих бедах кого угодно, хоть "оранжевую революцию", хоть олигархов, - всех, кроме себя (так ведь гораздо проще). Что люди, для которых нет незначительных сумм (не из-за жадности, а из-за мизерной зарплаты), так и будут соглашаться и учить детей чему попало, и лечить как попало, и голосовать за кого попало, лишь бы с работы не выгнали и еще и подзаработать дали. Можно долго рассуждать, кто довел общество до такого состояния, но совершенно точно его не вылечить такими методами, как митинги ради митингов, и попытками разбить палатки на Пушкинской площади. Понятно, что гораздо проще сходить потусить на шествие, чем долго и кропотливо участвовать в работе какого-то там муниципалитета (что это вообще такое, хрен его знает). Но если мы не хотим прямо завтра уехать, если верим в свою страну, то, черт побери, надо уже перестать вопить, стенать и думать, что достаточно нарисовать смешной плакат – и мы проснемся в другой стране.

Наша страна небезнадежна. Из двухсот человек, опрошенных мной 4 марта, примерно четверть смотрела доброжелательно, открыто, спокойно. И среди них, помимо приятных молодых людей, которых мы все с вами видели на тех самых митингах, были бодрые старушки и пожилые пары, которые никого не боятся, умеют улыбаться и голосовали за молодого (для российского политика) неженатого олигарха. И тут неважно, что за Прохорова. Важно, что они, посмотрев дебаты по заклейменному уже всеми телевизору, увидели не «гидру "оранжевой революции», а хоть призрачную возможность перемен. Лично я тоже хочу этих перемен для себя, для моего ребенка, и для этих незнакомых мне бойких старушек. Не знаю, что буду конкретно делать, но уверена, что найдутся достойные общественные инициативы, помимо героических отсидок за неповиновение, которые сначала восхищают, потом надоедают, а в итоге ничего не дают.

< ="originalAuthors">Ирина Галицкая

Источник:< ="">
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют

Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.