По данным СМИ из-за задержек выплат по гособоронзаказу около 170 предприятий ОПК оказались на грани банкротства. Ситуацию оценивает главный редактор журнала «Национальная оборона», председатель Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко.
Корни проблем, с которыми сталкивается ряд предприятий оборонного комплекса, лежат в 1990-х годах, когда оборонка фактически существовала сама по себе, без бюджетного финансирования и гособоронзаказа. В тех условиях смогли сохраниться и развить свой потенциал преимущественно экспортно ориентированные предприятия, прежде всего связанные с экспортом боевых истребителей, комплексов противовоздушной обороны, гранатомётного вооружения и других систем оружия, востребованных на мировом оружейном рынке.
Можно сказать, что в целом российский оборонно-промышленный комплекс спасся в 90-е годы за счёт двух самых крупных покупателей нашего оружия – Индии и Китая. Однако начиная уже с 2000 года постепенно пошло увеличение доли гособоронзаказа, а в последние несколько лет количество контрактов по линии Министерства обороны России сравнялось с экспортом, а где-то и превысило его. Но, к сожалению, остались оборонные заводы, которые ввиду своей специфики так и не смогли выйти из тяжёлой финансово-экономической ситуации. В первую очередь это коснулось предприятий боеприпасной отрасли, спецхимии, а также отдельных сегментов производства оружия, которые не были включены в интегрированные структуры и оказались один на один с рынком.
Надо учесть и то, что многие предприятия потеряли львиную долю своей недвижимости, основных фондов. К примеру, бывшее научно-производственное объединение «Алмаз», которое сегодня представляет собой основу головного системного конструкторского бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей», в своё время почти полностью лишилось производственных и технологических корпусов, административных зданий. Произошло это в результате сделок, проведённых прежним менеджментом.
Для выхода из трудного положения, в котором оказались упомянутые 170 предприятий, нужны согласованные действия органов государственной власти, Военно-промышленной комиссии при правительстве России, Минпромторга, а также интегрированных холдинговых структур, в которые могут быть включены те или иные проблемные предприятия.
Относительно Объединённой судостроительной корпорации, которую СМИ выделяют особо как холдинг, оказавшийся в наиболее сложном положении, я бы отметил следующее. Сегодня руководит корпорацией сильная команда профессионалов во главе с президентом ОСК Романом Троценко. Это люди очень энергичные, болеющие за своё дело, и самое главное – государственно ориентированные, стремящиеся исправить ситуацию и поднять отрасль. Главные трудности предприятий, входящих в ОСК, связаны с тем, что в конце прошлого века ими практически полностью был потерян гражданский сегмент судостроения. Основная доля заказов пришлась на военные кораблестроительные программы. Поэтому те заводы, которые ранее были ориентированы на гражданский судостроительный заказ, находились в состоянии, очень далёком от оптимального. И тем не менее, корпорация исправляет положение, в частности, за счёт подписанных контрактов с ведущими мировыми судостроительными фирмами.
Строятся две совершенно новые производственные площадки, которые будут оснащены по последнему слову техники: в Приморском крае на базе дальневосточного завода «Звезда» и в Кронштадте.
В отношении предприятий ОПК, оказавшихся в предбанкротном состоянии, будут использованы различные механизмы санации, экономического оздоровления. Очевидно, что в условиях, когда речь идёт о крупных холдингах, невозможен на каждом отдельном предприятии полный цикл технологического производства. Необходимо выделение кластеров, в рамках которых предприятия станут специализироваться на тех или иных производственных программах. Какие-то из них будут частично или даже полностью перепрофилированы, какие-то так или иначе получат новую экономическую мотивацию, чтобы они могли вписаться в существующую рыночную систему.
Главное при любых таких процедурах – сохранить дееспособное ядро отрасли.
> < ="originalAuthors">Игорь Коротченко>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.