В Москве на президентских выборах кандидат от «Единой России» Владимир Путин получил 46% голосов — практически столько же, сколько сама партия в декабре. Даже руководители Лиги избирателей, не признающие результаты этих выборов, на пресс-конференции признали, что сами выборы президента формально выглядели чище, чем декабрьские.
Действительно вопиющих примеров несовпадения данных копий протоколов с данными в системе ГАС «Выборы», а также случаев невыдачи копий протоколов наблюдателям было гораздо меньше. Возможно, потому, что в разы больше было самих наблюдателей. Зато на президентских выборах гораздо шире использовались способы голосования, плохо поддающиеся гражданскому контролю (см. иллюстрацию): на 25% больше москвичей голосовало на дому, на 37% выросло число избирателей, голосующих по открепительным удостоверениям, а количество людей, проголосовавших на участках временного пребывания (обычно это военные части, больницы, тюрьмы, дома престарелых), увеличилось на 38,5%. К президентским выборам в столице появилось 24 новых временных участка, их данные и адреса даже не занесены в справочную систему Мосгоризбиркома, и наблюдатели обнаруживали их случайно. Как правило, именно на этих участках проходило организованное голосование работников предприятий — без открепительных удостоверений, а по письменным заявлениям.
Подготовка к этому велась заранее, уверен член территориальной комиссии (ТИК) Строгина с правом совещательного голоса Андрей Шершаков: перед началом избирательной кампании в Москве была изменена нумерация участков, новые иногда возникали буквально на пустом месте. Например, был в Строгине участок № 2902 — в него входили три дома, так перед мартовскими выборами из него выделили два подъезда и организовали для этих адресов новый участок № 3185. Логика решения очень странная, если бы потом на участок № 3185 не поступило около 1000 заявлений от предприятий с непрерывным циклом. Организация массового выездного голосования — это ноу-хау этой кампании, отмечает член МГИК от КПРФ Людмила Синельщикова.
Строгино — район строителей
Как рассказал «Ведомостям» Шершаков, 28 февраля в участковые избирательные комиссии (УИК) от предприятий якобы с непрерывным циклом производства стали поступать списки людей, которые будут голосовать без отрыва от работы. В общей сложности на Строгино свалилось около 6000 заявлений. Наплыв желающих был такой, что семи УИК пришлось выделять дополнительно 3750 бюллетеней. Попытки оспорить включение чужих избирателей в списки успеха не имели: нарушен не закон, а инструкция ЦИК, которая обязательной силы не имеет, пояснил председатель ТИК. В большинстве участковых комиссий не скрывали, что в ТИК им выдали списки (вместе с охапками заявлений трудящихся), говорит Шершаков.
Как рассказал «Ведомостям» председатель УИК № 2888 Александр Довгаль, получить списки избирателей от предприятий ему предложили сотрудники районной управы, когда он приехал в ТИК (комиссия находится в здании управы). Он сомневался, законно ли это, и ответил отказом, но тогда ему начали угрожать («Ты больше работать не будешь»), а потом, говорит Довгаль, просто вызвали в ТИК его заместителя, которая и приняла документы. «Я даже не знал, есть ли вообще такие предприятия. Правда, через день нас собрал префект района — оказалось, они есть, мы познакомились, обменялись телефонами...» — вспоминает председатель. В итоге УИК № 2888 приняла 1600 заявлений на голосование сотрудников ЗАО «СУ-155», НПО «Космос», ЗАО «Монарх ТТ», ЗАО «СУ-91», ЗАО «Инжспецстрой», ОАО «Мосгоргидрострой» — в общей сложности 12 предприятий в основном строительной отрасли.
Заявления были оформлены кое-как, вспоминает член комиссии № 2888 с правом совещательного голоса Ирина Берланд: многие были написаны одной рукой, на каких-то не был указан номер участка, где-то он был вписан другой рукой, где-то замазаны и исправлены паспортные данные, какие-то не были подписаны. Среди голосующих по спискам обнаружили 28 человек с открепительными удостоверениями, а это уже прямое нарушение закона: когда избиратель пишет заявление о включении его в списки по месту пребывания, он указывает, что не получал открепительного удостоверения. Система не работает или намеренно оставлена возможность нарушения закона, считает Берланд: «Никаких гарантий, что мы отследили всех, — некоторые, когда их спрашивали об открепительном, просто вставали и уходили». Заявления по этому поводу уже направлены в прокуратуру и ЦИК, но реакции пока нет.
УИК № 3177 в Северном Медведкове — тоже новый участок. На его территории всего несколько домов, в основной список было включено около 400 человек, зато в дополнительный — 2193 человека, все — сотрудники Московского метрополитена, рассказала член комиссии с правом совещательного голоса от КПРФ Елена Ждан. Длинная очередь из голосующих метрополитеновцев стояла на участке до середины дня, по ее словам, их привозили организованно, автобусами.
Как минимум трое проголосовавших по дополнительному списку имели на руках еще и открепительные удостоверения, но проголосовать по ним им не дали. Заявления от этих избирателей ни Ждан, ни ее мужу Александру, члену ТИК с правом совещательного голоса от Михаила Прохорова, не показали, сославшись на закон о защите персональных данных. Показали только картонную коробку, в которой, как объяснила Ждан председатель УИК Татьяна Мануилова, заявления привезли из ТИК. В ТИК Северного Медведкова на звонки «Ведомостей» не ответили.
Чужие здесь ходят
Нельзя априори считать, что доставленные на выборы рабочие дружно голосовали за Путина. На том же участке № 2888 Путину достался 871 голос от 510 местных жителей и 900 «чужаков». На участок № 3185 привезли 1125 человек, Путин набрал там 977 голосов, но там голосовало еще 238 местных жителей. Похожий результат и на участке № 3186. Но если посмотреть сводную таблицу итогов голосования по всему району Строгино, видно что эти три участка и еще № 2924 выделяются аномально высокими результатами Путина — от 61 до 74%. Наивысший результат кандидата на остальных 44 участках района — лишь 52,4%. Выходит, массовый подвоз строителей поднимает результат Путина минимум на 10%. И на всех участках с результатом выше среднего по району непременно наблюдается высокое количество голосовавших по открепительным удостоверениям или дополнительным спискам.
В московском районе Раменки тоже голосовало много не местных избирателей, только здесь это дало в целом обратный эффект, чем в Строгине. На трех участках с самым большим количеством «пришельцев» результат Путина был ниже среднего — вплоть до 29,16% на участке № 2661, где проголосовало 866 «не местных». Просто в Раменках массово голосовали не строители, а студенты — все эти три участка расположены в корпусах МГУ. Зато на сводной таблице по всему району хорошо видно, что на «не университетских» участках голосование посторонних избирателей давало обычный эффект в пользу Путина.
Оценить масштабы организованного голосования трудовых коллективов очень непросто — в протоколах нет отдельной строчки «проголосовавшие по дополнительным спискам». Чтобы сделать хотя бы приблизительную оценку, «Ведомостям» пришлось дожидаться подведения итогов муниципальных выборов в Москве (по многим районам окончательные данные появились только к воскресенью). Дело в том, что избиратели, не прописанные по адресам конкретной УИК, не имели права принимать участие в выборах депутатов муниципальных собраний районов. Поэтому количество «чужаков» на каждом участке, где проводились муниципальные выборы, вычисляется как разница между числом избирателей, получивших бюллетени на президентских и муниципальных выборах. А если вычесть из нее проголосовавших за президента по открепительным, оставшееся число должно показывать масштаб голосования по дополнительным спискам. У «Ведомостей» получилось 98 239 человек (т. е. 2,3% от числа получивших бюллетени) — но это сильно заниженная оценка. Дело в том, что итоги муниципальных выборов в отличие от президентских были подведены с явными и многочисленными нарушениями.
Количество избирателей в муниципальном протоколе должно быть меньше, чем в протоколе президентских выборов, — об этом на глазах сотрудника «Ведомостей» в ТИК Раменок предупреждали каждого председателя УИК, привезшего сдавать «президентский» протокол (муниципальные сдавались позднее). Но предупреждение не помогло, и членам ТИК с утра пришлось заворачивать на пересчет чуть ли не каждый третий муниципальный протокол — там значилось то же число избирателей. Председательницы УИК сокрушались, но не объясняли наблюдателям, как это получилось. Однако из их бесед стало ясно, что многие выдавали муниципальные протоколы всем подряд — и тем, кто с открепительными, и тем, кто голосует по допспискам. Это подтвердили «Ведомостям» и некоторые наблюдатели. Это подтверждают аномалии в результатах некоторых УИК. На участке № 1757 в районе Москворечье-Сабурово, например, одинаковое число избирателей значится в списке на момент окончания голосования на выборах президента и на выборах муниципальных депутатов, при том что за президента 116 человек проголосовало по открепительным удостоверениям, т. е. они в принципе не могли быть избирателями на муниципальных выборах. По всей Москве набралось 989 участков с такой статистической аномалией — это около 30%.
Оснований не найдено
В Мосгоризбиркоме отказались прокомментировать «Ведомостям» аномалии президентской кампании. Синельщикова говорит об очевидном пробеле в законе: он недостаточно подробно регламентирует процедуру включения избирателей в списки по месту пребывания. До сих пор это не бросалось в глаза, потому что подобные технологии не применялись столь массово. «До выборов мне казалось, что это будет исключительно московская проблема, но то же самое происходило и в других регионах», — говорит она.
Участковые комиссии вообще не проверяли, есть ли такие предприятия, являются ли они предприятиями с непрерывным циклом, работают ли там эти люди, работают ли они в выходной по рабочему графику, и УИК это нельзя поставить в вину, потому что закон такой обязанности на них не возлагает. Но нигде не соблюдалось и требование инструкции ЦИК о том, что избиратель должен подавать заявление лично с предъявлением паспорта, а значит, комиссии включали в списки избирателей людей, чьих паспортов даже не видели, и их, возможно, не исключали из числа избирателей по месту жительства. По словам Синельщиковой, перед подведением итогов выборов Мосгоризбирком рассмотрел вопрос о нарушениях, связанных с неправомерным включением избирателей в списки, но не нашел оснований отложить подведение итогов и провести проверку.
Сейчас юрист Лиги избирателей Ксения Зеленцова и ее коллеги-юристы готовят около 300 жалоб на порядок составления дополнительных списков на президентских выборах. Они собираются через суд проверить, действительно ли существуют предприятия, подавшие заявки на своих сотрудников, и есть ли у этих предприятий сотрудники с такими фамилиями и в таком количестве. Процессы будут долгими, не сомневается она, успех не гарантирован.
>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.