Авторизация
 
  • 10:30 – Россияне стали лучше платить по ипотеке 
  • 10:02 – Налоговая случайно перечислила 76 млн рублей на счет женщины 
  • 01:37 – Встреча лидеров 11 стран ЕС и Турции отменена из-за теракта в Анкаре 
  • 15:07 – Зак Эфрон снимется в фильме об убийстве Кеннеди 

Путинизм обречён, потому что у него нет будущего

< =" ">

Это очень просто. Как дважды два. Путинизм обречён потому, что у него нет будущего. В самом прямом смысле этого слова. Молодёжь, особенно молодёжь образованная, на дух не переносит затхлую атмосферу путинского неозастоя и не мыслит своей дальнейшей жизни в его оскорбительных для человеческого достоинства рамках.

На днях я принимал экзамен у студентов-гуманитариев одного элитного московского вуза. Из двадцати человек ни один не голосовал за Путина, при том что большинство на выборы ходило, а две барышни были даже наблюдателями на избирательных участках. Не сомневаюсь, что это не единичный факт, а характерная тенденция.

Наши охранители, захлёбываясь от восторга, кричат, что против Путина выступила только «гнилая интеллигенция», а вот «простые люди» как один, поддержали «нацлидера».

Даже если это так (а это не совсем так), они забывают то, что прекрасно понимал величайший русский охранитель Константин Леонтьев ещё в позапрошлом веке: эмоциональный, неотрефлектированый консерватизм «простых людей» чрезвычайно ненадёжен; рано или поздно «народ» пойдёт за теми, чья позиция рационально продумана и артикулирована.

Николай II и его бюрократия в начале 1905 г. были убеждены, что «мужички-богоносцы» - главная опора трона, но первые же думские выборы показали, что платоны каратаевы в большинстве своём голосуют за радикальную оппозицию - кадетов и трудовиков. А уж в 17 году монархия просто повисла в воздухе, даже многомиллионный «Союз русского народа» (основу которого составляли «простые люди») куда-то слинял.

Образованный и предпринимательский «классы» естественным образом тяготеют к демократии, с тиранией они могут смириться лишь в том случае, если она эффективна: «Да, цепи могут быть прекрасны, но если лаврами обвиты» (В. Брюсов). Но лавров нет, а цепи всё обременительнее. Тот же Брюсов ещё зимой 1905 г. писал «правые» стихи, летом – уже «левые», а 17 октября ему и Манифеста о даровании России гражданских свобод казалось недостаточно.

Путинизм, кроме того, что он тираничен, ещё и потрясающе неэффективен (разумеется, исключая сферу коррупционных практик). И нет никаких признаков того, что эти его родовые черты будут хотя бы скорректированы. Следовательно, конфликт с ним «образованных русских горожан» не только не смягчится, но и будет усиливаться по нарастающей.

С другой стороны, некоторые наши оппозиционеры, утопая в слезах, проклинают голосующее за Путина «тёмное, рабское быдло», органически не способное ценить «дары свободы».

Они забывают, что ещё несколько месяцев назад массовка Болотной – т.е. те, кто собственно и создал для оппозиции возможность говорить с властью на равных – сидела дома и плевать хотела на «стратегию 31» и прочие протестные перформансы. Т.е. и пресловутому «креативному классу» понадобилось немало времени, чтобы созреть для гражданского протеста.

Придёт время бунта и для «простых людей». Ибо их проблемы на новом витке путинизма не только не решатся, но и усугубятся. И тогда власть неожиданно увидит, как «главная опора» мистическим образом превращается в главную угрозу, по сравнению с которой вызов «креативного класса» покажется «конструктивной критикой».

Временная победа Путина основана, в сущности, только на одном – отсутствии привлекательной оппозиции. Лишь поэтому режим может успешно провоцировать и эксплуатировать страх потенциального хаоса, в который якобы будет обязательно ввергнута страна в случае крушения «суверенной демократии». Действительно, за крайне редким исключением оппозиционные лидеры доверия не внушают, но за ними есть главное – желание миллионов людей быть в своей стране её хозяевами, массово пробудившееся чувство человеческого достоинства. Рано или поздно эта волна вынесет на политическую авансцену новых вождей, имён которых мы сегодня, возможно, даже не знаем.

За Путиным – только испуг, только боязнь: «как бы не было хуже». Есть, конечно, неадекватные субъекты, видящие в нём великого преобразователя России, но их число не превышает статистической погрешности. Сейчас те, кто проголосовал за Путина из страха перед «великими потрясениями», с нетерпением ждут от него радикальных шагов по созиданию «великой России». Неизбежное крушение этих надежд не обязательно, конечно, пробудит в них протестные настроения, но, несомненно, оттолкнёт от новых проявлений поддержки «нацлидеру».

Да, похоже, что декабрьско-мартовский цикл протестного движения на наших глазах спадает. Но поскольку путинизм органически не способен к эволюции, прежние проблемы останутся, а следовательно, останутся и поводы для протестов. А главное, десятки тысяч людей почувствовали вкус к политической активности, от которого их очень непросто теперь будет отучить.

Ну а если взглянуть на нашу злобу дня с высокой историософской колокольни, то можно сказать следующее. Путинизм обречён, потому что Россия – европейская христианская страна, а русские – европейский христианский народ. Так было всегда, несмотря на все превратности нашей трагической и великой истории.

Как писал наш великий историк С.М. Соловьёв: «…Русских людей можно назвать передовым отрядом европейско-христианских народов, отрядом, выставленным на самое опасное, самое трудное место... Брошенные на край Европы, оторванные от общества образованных народов, в постоянной борьбе с азиатскими варварами, подпадая даже игу последних, русские люди неутомимо совершали свое великое дело, завоевывая для европейско-христианской гражданственности неизмеримые пространства от Буга до Восточного океана, завоевывая не оружием воинским, но преимущественно мирным трудом, русский народ должен был сам всё создавать для себя в этой стране, дикой и пустынной. Находясь в обстоятельствах самых неблагоприятных, предоставленные самим себе, предки наши никогда не утрачивали европейско-христианского образа. Ни один век нашей истории не может быть представлен веком коснения; в каждом замечается сильное движение и преуспеяние».

Европейский христианский народ не может не стремиться к свободе, не может не считать достоинство человеческой личности высшей ценностью. Когда-то Пушкин сказал: «Правительство - наш единственный европеец». А я думаю, формула эта неверна - что в пушкинские времена, что в наши. Единственный европеец в России - это русский народ, который, несмотря на все старания власти сделать из него азиата, продолжает упорно отторгать насаждаемую сверху азиатчину, внешне примиряясь с ней («плетью обуха не перешибёшь»), но воспринимая её, даже на уровне бессознательного, как нечто недолжное, ненормальное. А власть старается изобразить из себя «европейца», но «монгольскую рожу» не спрячешь.

Путинизм – это новейшее издание властной российской азиатчины, суть которой в принципиальном неуважении достоинства человеческой личности. Недаром за Путина почти стопроцентно голосуют кавказские республики, недаром при нём процветает массовый завоз азиатских мигрантов, недаром его идеологическая обслуга пропагандирует химеру Евразийского союза. Угроза азиатизации России сейчас гораздо реальнее, чем во времена монгольского ига. Так что проблема путинизма – это ещё и проблема цивилизационная.

Путинизм обречён. А если нет, то обречена русская (европейско-христианская) Россия. Таков сегодня наш выбор.

< ="originalAuthors">Сергей Сергеев

Источник:< ="">
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют

Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.