Новую жизнь старой идее подарило широкое общественное обсуждение возможного введения налога на роскошь.
Похоже, вековая мечта российских автомобилестроителей о том, чтобы отечественные чиновники ездили на отечественных же автомобилях, скоро может осуществиться. Правда, о «Волгах» и «Жигулях» речь по-прежнему не идет. Машины будут «условно российскими» – с иностранными лейблами, но произведенными в нашей стране. Впрочем, хорошо, что хоть так (если дойдет до дела).
Напомним, что первым пересадить чиновников на отечественные автомобили попытался в конце 90-х годов Борис Немцов, занимавший тогда пост первого зампреда правительства. Бывший нижегородский губернатор объявил о намерении бороться с привилегиями и призвал чиновников пересаживаться с «Мерседесов» и «Вольво» на отечественные «Волги». Позже Немцов объяснил, что эта идея не была претворена в жизнь, поскольку сам президент Борис Ельцин ездил на «Мерседесе» и машину менять не хотел.
Новый толчок к претворению в жизнь, казалось бы, давно забытого проекта дало обсуждение закона о налоге на роскошь. Минэкономразвития предлагает ограничить чиновников в выборе элитных машин и поставить планку по количеству закупаемых автомобилей в госорганах. Кроме того, инициатива Минэкономразвития поддержит российский автопром: в министерстве планируют пересадить госслужащих на машины, произведенные в России. Об этом начинании правительства в Общественной палате рассказал замглавы МЭР Михаил Осеевский.
Еще в сентябре 2011 года создатель проекта «РосПил» Алексей Навальный предложил депутатам внести на рассмотрение законопроект, ограничивающий покупку чиновниками автомобилей дороже 2 млн руб. По его мнению, покупка более дорогих транспортных средств всякий раз должна осуществляться лишь после распоряжения правительства. В Госдуму было внесено три разных варианта законопроекта, ни один из которых не прошел, поскольку по всем ним правительство дало отрицательные отзывы. Интересно, что «Единая Россия» в законотворческом процессе не участвовала, назвав затею популистской.
Минэкономразвития выступило против законопроекта. В ведомстве Эльвиры Набиуллиной посчитали, что «закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники». К тому же прозрачности госзакупкам такая новация прибавит мало, решили в ведомстве, поскольку кроме элитных автомобилей чиновники покупают еще дорогую технику и мебель.
Но не прошло и полгода, как министерство пересмотрело свою позицию. Вчера замминистра экономического развития Михаил Осеевский заявил, что министерство решило выйти с инициативой ограничения чиновников в покупке автомобилей – из-за широких обсуждений параметров налога на роскошь. «Тема избыточного потребления сейчас очень востребована обществом. Недавно в РСПП прозвучало мнение, что налог нужен не только на физических лиц, но и на юридических. А государство – большой потребитель, и оно должно такие ограничения для себя предусмотреть», – сказал он газете «РБК Дейли».
К тому же времена изменились: теперь в России производят много чего формально иностранного, но фактически российского. «Анализ ситуации позволяет говорить о том, что сегодня на автомобильных заводах (которые хотя и принадлежат западным компаниям, но являются российскими) появилась широкая палитра автомобилей. Поэтому мы можем говорить, что основная масса российских чиновников должна ездить на автомобилях, произведенных на территории России, и только ограниченный круг высших руководителей страны, лиц, находящихся под госохраной, – на других автомобилях, которые могут быть произведены за пределами страны», – считает Осеевский.
В Минэкономразвития планируют также проанализировать, сколько именно автомобилей требуется ведомству и чиновники какого ранга должны на них ездить. «Нет задачи пересадить чиновников на общественный транспорт, но навести порядок нужно», – отметил замминистра. Если эти цифры станут общедоступными (хотя вряд ли), любопытно было бы посмотреть, как росла обеспеченность ведомств служебными автомобилями год от года, сколько их было раньше и сколько стало сейчас, какие суммы тратились на их обслуживание прежде и какие – в данный момент, руководителям какого уровня полагалось служебное авто когда-то и кто ездит на нем теперь.
На доведение идеи Минэкономразвития до стадии законопроекта, вероятно, уйдет месяца два. «Торопиться не будем, но и не будем откладывать в долгий ящик», – заверил Осеевский, подчеркнув, что данный вопрос должен быть урегулирован в этом году, до появления закона о Федеральной конституционной системе.
Напомним, что в декабре прошлого года российские власти сообщили, что совсем скоро высокопоставленные чиновники должны будут пересесть с «Mерседесов» на отечественные машины – VIP-автомобили ЗИЛ, которые планируется начать выпускать совместно с «Рено».
А в 2010 году российское руководство хотели пересадить с нынешних BMW и «Мерседесов» на отечественные ЗИЛы. «На сегодняшний день есть поручение президента детально изучить этот вопрос, и мы действительно сейчас этим занимаемся с автозаводом», – заявил управляющий делами президента Владимир Кожин два года назад.
Независимые эксперты тем временем полагают, что пересаживание чиновников на другие автомобили имеет в большей степени пропагандистский, чем практический характер и призвано показать, что правительство борется с коррупцией еще и с этого конца. Хотя реальным антикоррупционным шагом была бы ратификация 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции. Но речи об этом по-прежнему не идет.
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.