МИД вводит новую должность - куратор Интернета. Указом от 7 марта на пост назначен Андрей Крутских. Ранее он занимал пост заместителя директора департамента новых вызовов и угроз МИД. "Вести ФМ" обсудили эту тему с Екатериной Аксеновой, генеральным директором агентства "Стратег".
"Вести ФМ": Екатерина, как вы считаете, для чего введена такая должность?
Аксенова: На самом деле, введение такой должности и назначение на нее достаточно опытного и ответственного специалиста ожидалось уже довольно давно. Потому что если мы посмотрим на то, как работает страна, на которую мы все ориентируемся во многом, то увидим, что в Госдепе структурное подразделение, которое занимается так называемой цифровой дипломатией, работает уже больше года и выполняет совершенно понятные задачи, которые продвигают международные интересы США с помощью интернет-средств. Поэтому, нашему МИДу тоже нужно такое структурное подразделение.
"Вести ФМ": То есть необходимость назрела давно?
Аксенова: Да, к этому все шло уже не первый год.
"Вести ФМ": Но возникает вопрос, как эта новость отразится на правах блогеров, пользователей соцсетей и простых читателей Интернета? Не является ли это попыткой и первым шагом установления некоего госконтроля над Интернетом?
Аксенова: Нет, конечно. Здесь следует обратить внимание, в первую очередь, на то, что Министерство иностранных дел занимается обеспечением интересов Российской Федерации в международном пространстве. Поэтому ни в коем случае нельзя связывать это назначение с каким-то давлением на интернет-пользователей в России, на цензуру и так далее. Это абсолютно неправильное направление рассуждений.
"Вести ФМ": Если мы обратимся к зарубежному опыту, как известно, в Госдепе США этим занимается целый департамент, и эксперты не исключают, что следующим шагом Москвы станет создание в рамках Минобороны специального подразделения, подобного кибер-командованию США, каково ваше мнение на этот счет?
Аксенова: Если мы посмотрим на международный опыт, то увидим, что он совершенно не ограничивается созданием одного локализованного структурного подразделения, которое курирует, скажем, международную информационную безопасность в Интернете, хотя это тоже очень важно.
Если посмотреть на опыт Соединенных Штатов Америки, то увидим, что они ведут свою очень мощную политику в Интернете силами сразу нескольких ведомств и по многим фронтам. Одно из самых заметных направлений, конечно, это борьба с кибер-преступностью, с хакерскими атаками, которая пока не слишком успешна, потому что "черные пятницы", когда рушились крупные государственные сайты США, идут одна за другой и не собираются останавливаться.
Другая часть политики, как бы помягче выразиться, это стабилизация и дестабилизация обстановки в отдельных странах, опять-таки, методом Интернета, методами воздействия через социальные сети. Все это идет под очень красивой легендой, под рассказами о правах блогеров, о правах на свободу слова, о преодолении несправедливой цензуры и так далее. Это тоже огромный пласт работы!
"Вести ФМ": Соответственно, возникает вопрос, насколько успешной будет работа нашего департамента?
Аксенова: Никто не может сказать. Мы все надеемся, что он будет работать эффективно, но это возможно только при одном условии - если будет очень правильно сформулированы и поставлены цели, потому что все, что связано с нашим Интернетом, это очень инструментальная вещь, никакой самоценности, каких-то задач, которые порождаются из этого инструмента, нет. Нужна понятная стратегия, нужна цель, которая оправдана общими геополитическими интересами Российской Федерации. Да, эти цели можно поддерживать, иногда даже выполнять посредством Интернета.
> < ="originalAuthors">Аксёнова Екатерина>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.