Совет министров иностранных дел стран ЕС 23 марта расширил список представителей Беларуси, против которых действуют санкции, за счет «людей, ответственных за серьезные нарушения прав человека или репрессии в отношении гражданского общества и политической оппозиции». Кроме того, включены в список бизнесмены и компании, которые «получают выгоду от режима или поддерживают его».
«Сегодняшнее расширение санкций показало их новое качество, так как такого количества предприятий, на которые они распространяются, до сих пор не было. Не исключено, что Евросоюз продолжит расширять список подпадающих под санкции предприятий, которые, по мнению ЕС, близки к режиму», — считает Карбалевич.
Эксперт полагает, что теперь стоит ждать ответа официального Минска. «Во-первых, таким ответом может стать усиление репрессий против гражданского общества, независимых СМИ, расширение списка невыездных из страны. Во-вторых, не исключено снижение уровня дипломатического представительства, задержка с решением вопроса возвращения в Беларусь европейских послов», — считает он.
Впрочем, добавил эксперт, «войны ожидать не стоит — все ограничится политическими и дипломатическими действиями».
Политолог Андрей Егоров полагает, что санкции ЕС продолжают носить символический характер. «Даже значительное увеличение количества предприятий, на которые расширяются санкции, не сможет нанести значительный урон торговым отношениям Беларуси с Евросоюзом. Тем более что возможно использование пространства Таможенного союза, чтобы реализовывать через него белорусскую продукцию», — сказал он.
По мнению эксперта, ответ на санкции последует исходя из логики «нагнетания ситуации». Возможны усиления ограничительных мер в отношении гражданских и оппозиционных активистов, жесткие заявления, в том числе со стороны дружественной Беларуси России.
Егоров считает, что после обмена претензиями между сторонами начнутся кулуарные переговоры. «Ни с той, ни с другой стороны нет желания нагнетать конфликт, — отметил он. — Реальных рычагов давления на Беларусь у ЕС все-таки нет. На более масштабные экономические санкции Евросоюз вряд ли пойдет, так как нет согласия между странами, в него входящими. Еще более ограничены в этом отношении действия Беларуси. Единственный ее ответ может представлять давление на активистов внутри страны, что на Евросоюз не влияет. Прекращение же Беларусью торговых отношений со странами ЕС невозможно».
Как считает Егоров, ситуация дошла до «абсурда, когда должны последовать шаги навстречу».
Политик Виктор Ивашкевич, недавно призывавший Европу не покупать белорусские нефтепродукты, заявил БелаПАН, что не представляет «какие-то ответные меры, которые белорусская власть может принять по отношению к Европейскому союзу». «Лукашенко угрожал, что он повыгоняет из Беларуси европейских бизнесменов? Так у нас и так результат по инвестициям на нуле, и если еще и этих убрать, мы опустимся в минус. Давление на оппозицию? Оно и так никогда не ослабевало», — высказал точку зрения Ивашкевич.
Кроме того, политик подчеркнул, что «во время дискуссий в ЕС было заявлено, что если белорусская власть не одумается, тогда перейдут не к точечным санкциям, а к полномасштабным». «Поэтому окружению Лукашенко надо заставить его одуматься», — считает Ивашкевич.
Экс-кандидат в президенты Владимир Некляев в разговоре с БелаПАН не называл решение Евросоюза санкциями. «Это только точечное воздействие. Расширение списка предприятий, которым запрещен бизнес в ЕС, и расширение списка чиновников — это в некоторой степени даже уступка со стороны ЕС для Беларуси. Потому что обсуждались более жесткие сценарии. Готовился проект по полному введению экономических санкций», — отметил Некляев.
Он также не понял заявление МИД о том, что белорусское внешнеполитическое ведомство «не видит необходимости в присутствии на территории Беларуси отозванных послов государств, проголосовавших за данное решение (о расширении санкций. — БелаПАН.)». «Я не понимаю, какую страну тут представляют чиновники МИД. Таким решением они фактически отказывают Беларуси в независимости, в присутствии тут зарубежных дипломатов. Это — прямой вред Беларуси», — заявил Некляев.
«Этот конфликт еще впереди, — считает Некляев. — Этот год мы еще протянем, но в следующем году нам нужно будет отдавать кредиты Международному валютному фонду, Евросоюзу, европейским банкам. Власть уповает на Россию, и она даст кредиты — под все, что угодно, но только не под погашение наших кредитов ЕС. Так что нынешний конфликт больно ударит по Беларуси».
Правозащитник Владимир Лабкович отметил, что не приветствует расширение санкций. «Но в связи с тем, что делали власти в Беларуси в последнее время, ЕС просто не мог принять другого решения. Это касается и смертной казни, и списка невыездных, и других нарушений собственного закона», — сказал Лабкович.
Что касается мер реагирования на решение ЕС со стороны официального Минска, то, по его мнению, белорусская власть просто продолжит репрессии в отношении гражданского общества и политических активистов в самой Беларуси. «Никак экономически Беларусь на ЕС надавить не сможет. Поэтому не остается ничего другого, как воевать с собственным народом, что очень жаль», — заключил Лабкович.
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.