Сегодня в Ницце, где проходит чемпионат мира по фигурному катанию, определятся первые чемпионы. Медали разыграют представители танцев на льду. К сожалению, россияне здесь на мировую корону не претендуют. Своими мыслями о том, почему это происходит, с «Новыми Известиями» поделился чемпион мира, серебряный призер Олимпиады, а ныне заслуженный тренер России Александр ЖУЛИН. Который в Ницце выводит на лед азербайджанский дуэт Юлия Злобина/Алексей Ситников...
– Александр, еще за год до Олимпиады в Ванкувере вы говорили о том, что абсолютно не представляете, как можно бороться с канадским дуэтом Тесса Вирчу/Скотт Мойр. Но прошлогодний чемпионат мира они проиграли американцам Мэрил Дэвис и Чарли Уайту. Здесь в Ницце ни у кого не возникает сомнений, что и на сей раз золотые медали разыграют эти пары. На кого ставите вы?
– На канадцев. Они как были фаворитами для меня, так и остались. И в этом году Тесса и Скотт катаются просто блистательно. Еще на тренировках, честно говоря, очень понравились итальянцы (Анна Каппеллини/Лука Ланотте. – «НИ»). А американцы что-то пока не очень вдохновили. Но посмотрим, лед скользкий, всякое может быть.
– Но с другой стороны, даже от специалистов слышишь мнение о том, что канадцы с американцами уже не являются такими уж недосягаемыми, как два года назад на Играх в Ванкувере. На ваш взгляд, это не так?
– Я по-прежнему считаю, что пока у Вирчу и Мойра огромное преимущество перед всеми остальными.
– В чем оно заключается?
– Трудно сказать… Дистанция сохраняется во всем. Мне, например, очень нравится, как катаются французы Пешала/Бурза, итальянцы опять-таки, но все равно им чего-то не хватает. А смотришь на Вирчу и Мойра и понимаешь, что они созданы друг для друга. Очень красивая пара, очень элегантная. Понимаешь, что так и должны выглядеть танцы. Ну а остальным, и нашим парам в том числе, надо приближаться к ним, стараться…
– Как?
– Работать больше.
– Вы почти повторяете слова Марины Зуевой, тренера канадского и американского дуэтов, которая на вопрос, чего не хватает российским танцорам, ответила: «Любви». Имела в виду любовь к фигурному катанию, которая проявляется в первую очередь как раз в самоотверженной работе.
– В какой-то степени так оно и есть.
– Ну а если все же более конкретно – чего не хватает трем дуэтам, представляющим здесь Россию?
– Много чего не хватает. Бобровой и Соловьеву, на мой взгляд, не хватает стиля. В паре Ильиных/Кацалапов чуть-чуть «стоячая» партнерша стала. Иными словами, более заметно превосходство партнера, а этого быть не должно. Рязанова и Ткаченко – медленные. Очень красивые ребята, вроде и делают все, но не захватывают. Поэтому больших перспектив у российских дуэтов здесь я не вижу. Ну, может быть, поборемся за третье место, но это в лучшем случае. В самом лучшем.
– А если с прицелом на олимпийский Сочи посмотреть…
– С Ильиных и Кацалаповым можно было бороться за Сочи. Но то, как они выступают сейчас… Если прибавят на следующий год, тогда, может быть, что-то и получится. Ведь год на год не приходится.
– Не так давно вы начали работать с молодой российской парой, чемпионами мира среди юниоров прошлого года Ксенией Монько и Кириллом Халявиным. Каковы первые впечатления?
– Очень положительные. Не люблю загадывать, но, если так пойдет и дальше, думаю, преподнесем сюрприз на следующий год. По первым трем неделям тренировок я в восторге от того, как они работают. А это для меня самое главное. Чтобы спортсмены работники были хорошие, чтобы тренеру заглядывали в рот и ни в чем не сомневались. Хорошо, когда фигурист от природы талантливый, но еще ценнее, если он трудолюбивый, собранный и целеустремленный.
– Не так давно многие молодые тренеры, и вы в том числе, говорили о том, что работать в России только на результат очень тяжело. Сейчас ситуация изменилась?
– Да, можно заниматься уже только тренерской работой. А если еще чуть-чуть «Ледникового периода» добавить, тогда вообще хорошо.
– А получится ли «чуть-чуть»? Помните, когда вы с Ильиных и Кацалаповым работали, вас упрекали, что слишком много времени тратите на участие в телевизионных проектах вместо того, чтобы у бортика стоять?
– Я люблю прислушиваться к критике, если она конструктивна, а если слушать все, кто чего говорит… Я знаю, как я работаю и сколько я работаю. Можно и у моих учеников спросить. Шесть часов на льду ежедневно... Да и результаты, если вспомните, были. Просто не нужно забывать о том, что Дэвис/Уайт и Вирчу/Мойр – сами по себе материал фантастический. И их тренеры Зуева и Шпильбанд создали группу, в которой один лучше другого, и все работают. Кстати, у нас так же было, когда мы с Майей Усовой катались у Дубовой. Климова/Пономаренко, мы, Грищук/Платов... Дубова могла вообще на тренировки не приходить – нас не нужно было заставлять работать, мы сами друг друга заводили… Вот идея – надо создать такую группу, чтобы в ней тренировались две-три сильнейшие пары, которые друг друга подстегивали бы. Да еще и отличными работягами бы были, а не просто – уникальные личности.
– Тогда вам нужно срочно кого-то подтянуть к Монько/Халявину.
– У меня и так хватает талантов. Злобина/Ситников прекрасно катаются и отлично работают. Монько/Халявин… И остальные ребята очень добавляют. Все нормально. Просто нужно немножко больше времени потратить, и чтобы никто у тебя не отнимал фигуристов, никто никуда не переходил… Чтобы была хорошая атмосфера в группе. Результат придет, никуда не денется. Немного жалко, что к Сочи не успею. К следующей Олимпиаде успею однозначно. А до Сочи все-таки два года осталось. Но попробуем…
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.