Главы Минфина и Минэкономразвития поспорили о перспективах страны.
Два ведущих экономических ведомства страны, Минэкономразвития (МЭР) и Минфин, кардинально разошлись во взглядах на перспективы развития страны. Первое считает, что нужно идти по пути снижения налогов и повышения расходов на здравоохранение и образование. Второе же, наоборот, желает уменьшить социальные расходы, т. к. они «неэффективны» – в том смысле, что выплачиваешь их, выплачиваешь, а отдачи никакой. Попросту говоря, съели и еще хотят. На поверхность эти разногласия выплеснулись вчера на Международной конференции по проблемам развития экономики и общества, которую организовала Высшая школа экономики (ВШЭ).
МЭР в лице своего руководителя Эльвиры Набиуллиной бьет тревогу и предсказывает скорую девальвацию рубля. При преобладании топливно-энергетических отраслей и неконкурентоспособности остальных, а также при сохранении проблемного предпринимательского климата очень скоро могут снизиться темпы роста ВВП – до 2-3% в год, заявила г-жа Набиуллина. А привязанность экономики к сырьевому экспорту и зависимость от нестабильных цен могут привести к постоянным девальвациям в будущем, первая из которых произойдет уже в 2014 году.
Чтобы этого избежать, России следует заняться формированием инновационной модели экономики с ориентацией на рост предпринимательства, что сможет увеличить несырьевой экспорт. «Чтобы новая модель полностью заработала, потребуется не менее пяти лет, и макроэкономический эффект перехода к такой модели проявится на рубеже 2018-2020 гг.», – сказала Набиуллина.
Ситуация усугубляется тем, что нефтяные цены подвержены цикличности и сейчас находятся на локальном пике, после которого они начнут снижаться уже в этом году. Без нефтяного допинга рост российской экономики замедлится до 2-3% в год, считает Эльвира Набиуллина. К тому же добыча нефти в ближайшие 20 лет будет стагнировать. С сокращением нефтедоходов внешнеторговое сальдо сделается отрицательным в 2014 году. Следовательно, нужно приложить максимум усилий, чтобы нарастить несырьевой экспорт и повысить привлекательность экономики для инвестиций.
«Необходимо совершить бюджетный маневр, увеличить долю расходов бюджета на здравоохранение, образование, развитие инноваций и науки, инфраструктуру и уделять приоритетное внимание тем расходам, которые влияют на качество человеческого капитала и развитие», – цитирует слова Набиуллиной агентство Прайм.
В результате всех усилий доля несырьевого экспорта должна вырасти в 2,5 раза до 2020 года (с 18 до 30%) и в 7,5 раза до 2030 года. «Только в этом случае мы сможем сохранить неотрицательное сальдо по текущим операциям, которое сейчас достигает $100 млрд», – говорит Набиуллина. В противном случае Россия не сможет прекратить «порочный цикл периодических девальваций рубля, который будет временно сбивать рост импорта – как потребительского, так и инвестиционного».
Для оживления предпринимательской активности МЭР предлагает снизить с 2014 года ставку страховых взносов до 28% для зарплат, которые не превышают 512 000 руб. в год, и до 5% – для зарплат выше 512 000 руб. в год. Сейчас ставка составляет 30 и 10% соответственно. Выпадающие доходы будут компенсированы за счет налогов на роскошь и имущество. В случае успеха модернизации экономики и перехода от сырьевой структуры к инновационной темпы роста возможно будет поддерживать на уровне 4,4%, считают в МЭР.
Ну и пора вкладывать средства Фонда национального благосостояния в стратегические проекты как внутри страны, так и за рубежом, говорит Набиуллина. Иностранные проекты к тому же могут принести России технологические дивиденды.
У Минфина же – своя точка зрения, прямо противоположная. Голова у ведомства озабочена не столько стратегическими целями, сколько сегодняшним днем. «В программных статьях Владимира Путина, опубликованных в предвыборный период, объем дополнительных расходов, которые в ближайшее время могут возникнуть, составит порядка 1,5% ВВП. Маневр, на наш взгляд, должен заключаться в том, чтобы эти 1,5% изыскать внутри бюджета», – сказал там же министр финансов Антон Силуанов. Нужно перераспределить расходы с одних сфер на другие, и начать следует с «перенагруженного бюджетного сектора». Он уточнил, что здесь имеются в виду не всегда эффективные расходы в здравоохранении, образовании, а также некоторые социальные расходы. Структурные реформы в этих сферах позволят высвободить средства для финансирования предвыборных обещаний Владимира Путина.
Силуанов подчеркнул, что у бюджета 80% расходов – обязательства, не платить по которым нельзя, и считать, что дополнительное накачивание деньгами неэффективных секторов сделает их эффективными, неправильно. На недавнем road-show суверенных евробондов, рассказал он, инвесторы спрашивали: «А почему у вас такой высокий ненефтегазовый дефицит, и когда он сократится до докризисного уровня?», цитируют его слова «Ведомости». С докризисных 2-3% ВВП дефицит без учета нефтегазовых доходов вырос до 13%, в 2011 году он составил около 10% ВВП. Министр ответил, что в ближайшие годы такого сокращения не получится: для этого надо снизить расходы на 4% ВВП, или примерно на 20%, что не представляется возможным.
Минфин считает, что нужно найти оптимальный уровень расходов, чтобы и не наращивать, и не зажимать, считает Силуанов. Именно этому должно служить предлагаемое Минфином бюджетное правило – формирование бюджета исходя из средней за 10 лет цены на нефть. Ну а средства фондов лучше приберечь для следующих кризисов, которые, как показал опыт 2008 года, они здорово смягчают.
Предложение Набиуллиной увеличить расходы на образование с 5 до 7% ВВП, а на здравоохранение – до 7,3% ВВП к 2030 году Силуанов не поддержал.
Алексей Кудрин, прежний начальник обоих, расценил их разногласия как стычку. По корпоративной привычке он встал на сторону Силуанова и заявил, что тратить бюджетные средства на строительство заводов быстрее и проще, чем управлять курсом, инфляцией, процентными ставками, т. е. фундаментальными факторами, обеспечивающими привлекательность вложений в экономику. Это – развилка, подчеркнул он, и выбор пути предстоит сделать новому правительству. Если же учитывать предпочтения будущего премьера Дмитрия Медведева, не исключено, что он больше прислушается к Набиуллиной, чем к Силуанову, бывшего начальника которого он до сих пор завуалировано поминает при всяком удобном случае, не скрывая накопившегося и все не кончающегося раздражения.
> < ="originalAuthors">Романов Александр>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.