Авторизация
 
  • 10:30 – Россияне стали лучше платить по ипотеке 
  • 10:02 – Налоговая случайно перечислила 76 млн рублей на счет женщины 
  • 01:37 – Встреча лидеров 11 стран ЕС и Турции отменена из-за теракта в Анкаре 
  • 15:07 – Зак Эфрон снимется в фильме об убийстве Кеннеди 

Два года без сертификации продуктов. Стало лучше?

< =" ">

По данным опросов, с некачественными продуктами сталкивались 80-85% граждан.

Два года назад в России отменили обязательную сертификацию продуктов питания и косметики – якобы для того, чтобы бизнес вздохнул свободнее и заработал еще лучше. Тогда в ходу был призыв президента Медведева «не кошмарить» его. Обосновывалось это все той же старой либеральной мантрой, что потребитель сам отличит хорошее от плохого и, соответственно, хорошее купит, а плохое – нет. Как тот нэпман из «Мастера и Маргариты», который в торгсине на Смоленской косил под иностранца и заявлял: «Кароши – лублу, плахой – нет!». Так, мол, и на Западе дела обстоят.

Это было правдой только наполовину. Скрытая от нас часть состоит в том, что тамошние магазины не принимают от поставщиков несертифицированные товары, а наши – пожалуйста. По этой причине добрая часть того, что приносишь из нашего продуктового магазина, вскоре отправляется в мусорное ведро, а остальное съедается без особого удовольствия, потому как невкусное оно.

На Западе картина иная. Практически все, купленное в европейском супермаркете, оказывается и вкусным, и свежим. Разница с нашими огромна. Бдительность, пожалуй, нужна лишь в тех отделах, где продаются всевозможные пироги с мясными начинками и паштеты, но и там автору этих строк травиться не приходилось, а вот от наших салатных витрин порой стоит такой дух, будто там вчера гуляли гусары вместе с конями, отчего хочется поскорее пройти мимо и хватануть где-нибудь свежего воздуху. К счастью, мода на салаты в магазинах почти прошла.

Более того, если срок годности товара в западном супермаркете подходит к концу, цена на него тут же падает вдвое-втрое, и это повергает нашего человека в ступор. Наши же магазины такого себе не позволяют никогда. Они держат цены до последнего... и даже некоторое время после него. Рука запросто может наткнуться на сгнившие импортные яблоки в целлофановых пакетах, гнилые мандарины, гнилую морковь или проросшую израильскую редиску. А если не понюхать у прилавка со всей тщательностью рыбу дорадо, то дома можно вполне закондыбиться от мощного тухлого запаха, исходящего от нее.

Как-то на одной из либеральных радиостанций обсуждали успехи российской промышленности, для чего пригласили важного дядю из бывших министров. Хорошо поставленным басом тот рокотал, что никак нельзя не заметить успехи «пищевки» – такие, мол, замечательные стали у нас продукты питания. Создавалось впечатление, что данный господин в магазинах не бывает, а питается исключительно амброзией, которую черпает из струй эфира. Об успехе пищевой промышленности могут толковать лишь два типа граждан – либо те, которые свалились с луны, либо же те, что упали с дуба, причем вниз головой. Остальные всё понимают и мрачно жуют то, что есть, потому что другого взять неоткуда.

По данным опроса Союза потребителей России, за последний год с некачественными товарами и услугами (в первую очередь – с недоброкачественными продуктами питания) сталкивались 80-85% граждан. Из них за помощью в Союз потребителей обращаются лишь 5% обманутых. Проще выбросить гнилье и забыть, чем трепать себе нервы, борясь за правду. Граждане оказались бессильны в борьбе за качество, потому как разобщены, и не до того им. Они будут выбирать из худшего лучшее и продолжать потреблять, пока совсем уж не отравятся.

Контролировать пищевых бизнесменов под силу только государству, но делает оно это сейчас крайне интеллигентно, чтобы не сказать застенчиво. Проверка разрешается раз в три года, и не внезапная, как раньше, а после предупреждения за две недели, если только она не проводится по требованию прокуратуры. А сообщения об отравлениях все чаще появляются в новостях. То в детском лагере пластом лежит смена, страдая от пищевой инфекции, то взвод солдат потерял боеспособность по той же причине...

Права Роспотребнадзора все урезаются и урезаются, перетекая в ведение всеобъемлющего Минздравсоцразвития, получившего еще и полномочия устанавливать санитарные нормы и правила. Раскошмаренный бизнес вовсю кошмарит население своей продукцией, часть из которой годна только для помойки.

Даже президент это заметил, хотя, можно зуб дать, в продуктовых магазинах он не бывает – разве что с дружественным визитом в окружении чиновников. В январе 2012 года на заседании президиума Государственного совета, посвященном усилению государственных гарантий защиты прав потребителей, Дмитрий Медведев сказал: «Потребитель должен быть в полной мере защищен от недобросовестных производителей и продавцов».

Вот так вот: сначала сами сняли защиту отменой сертификации, а теперь озаботились ее возвращением. Но как это сделать? Как уберечься от поддельных лекарств, непотребной еды и прочего, наносящего вред здоровью? Если государство не подсобит – не выдюжить ему. Роспотребнадзор заявляет, что около 50% продающихся в стране товаров не соответствует нормам безопасности и качества, а Ростест относит к таковым все 60-80%.

Система добровольной сертификации подтверждает соответствие заявленному качеству. Наверное, качество никого не заботит, потому что желающих получить такое подтверждение катастрофически мало. На данный момент число компаний, получивших сертификат соответствия, не превышает 5%.

От безысходности граждане пытаются объединяться в общественные организации потребителей. В прошлом году объединением ряда независимых экспертных организаций был создан общероссийский проект «Знак здоровья» для проведения независимой экспертизы качества товаров, имеющих прямое отношение к здоровью человека (пищевые продукты, детское питание, безрецептурные лекарства, лечебная косметика и т. д.), пишет «Независимая газета». Прошедшие такую экспертизу товары получают «Знак здоровья», который дает хоть какую-то уверенность в их доброкачественности. На прошлой неделе «Знак здоровья» получили очередные производители в восьми номинациях, которые, надо полагать, разместят его на своих этикетках.

Учредитель «Знака здоровья» – национальный проект «Россия против контрафакта». Глава данного проекта, доктор экономических наук, профессор Леонид Тавровский считает отмену обязательной сертификации ошибкой. «За два года, прошедшие после принятия этого решения, количество фальсифицированной, контрафактной продукции, число вызванных этим отравлений возросло в 10 раз. Соответствие заявленному качеству должно проверяться всегда, притом в аккредитованных лабораториях, оснащенных удовлетворяющим нормам и требованиям аппаратурой, по узаконенной методике, как это было в Госстандарте. Это – очень большая работа, которой никто не хочет заниматься: ведь она не дает денег. Сначала ликвидировали Госстандарт, теперь отбирают полномочия у Роспотребнадзора, ссылаясь на то, что необходима свободная конкуренция на рынке. Но недопустимо положение, когда свобода бизнеса оборачивается ущербом для здоровья населения».

В завершение автору этих строк вспомнился рассказ знакомой продавщицы не очень большого продуктового магазина. Когда истек срок годности тортов, выставленных на витрине, она позвонила поставщикам. «Сейчас заменим», – бодро ответили те и прислали машину со своим сотрудником. В машине были…пустые коробки со «свежей» датой изготовления. Сотрудник аккуратно переложил торты в новые коробки, забрал старые и уехал. Продукт обрел вторую жизнь... В обмане покупателей заинтересованы и производители, и магазины.

< ="originalAuthors">Александр Романов

Источник:< ="">
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют

Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.