Я набирала номер снова и снова. На звонки отвечал незнакомый голос: "Менди занят, разговаривает с заграницей".
Примерно через полтора часа ответ прозвучал более конкретно: "Менди все еще беседует с Сирией". То, что для офиса заместителя министра по развитию Негева и Галилеи друза Аюба Кары тема кровавых расправ в Сирии - основная на нынешней неделе, сомневаться не приходилось Эта тема уже который день не сходит с первых полос израильских газет. Но сам факт, что линия связи идет непосредственно из кнессета в Дамаск, произвел впечатление, хотя я и понимала, что при нынешнем развитии технологий возможно все. Поэтому когда наконец Сафади Менди, заведующий офисом Аюба Кары, отозвался на мой звонок, я тут же спросила его:
- Вы едва ли не целый день беседовали с сирийцами, не выходя из кнессета. Как это возможно? - Разумеется, через Skype. Беседы действительно были длительными и прошли без помех. Обычной же телефонной связи с Сирией у нас пока нет.
- Можно узнать, кто были ваши собеседники с той стороны? - Офицеры Высшего революционного совета - новой свободной армии Сирии.
- А кто они, эти люди? В новостных выпусках их называют дезертирами армии, защищающей режим президента Асада. - Это профессионально подготовленные офицеры и солдаты армии Асада, отказавшиеся стрелять по мирным гражданам. Ныне речь идет уже о сотнях таких офицеров и солдат. То, что военные начинают в массовом порядке переходить на сторону восставших, - один из решающих факторов для перемены подхода к событиям в Сирии. Представители новой свободной сирийской армии даже предложили Израилю сделку: в их руках 11 пленных иранцев, которых они готовы передать нам в обмен на поддержку. Я передал данное предложение правительству Израиля.
- Некоторое время назад мы обсуждали с вами вопросы, связанные с Сирией, и вы говорили о том, что и заместитель министра Аюб Кара, и вы лично пытаетесь навести мосты между Асадом и оппозицией, точнее, умеренной ее частью, передавая через Париж и Брюссель письма представителям официальной сирийской администрации. Высказывалась надежда, что удастся избежать свержения режима, который хотя никогда и не был дружественным к Израилю, обеспечивал все-таки спокойствие на границе. Теперь ваша позиция изменилась. Что заставило вас изменить подход на прямо противоположный? - Всегда есть вариант "алеф" и вариант "бет". Мы действовали по первому варианту в надежде на то, что Башар Асад пойдет на переговоры с оппозицией, приняв наши рекомендации, мнения парламентариев разных стран, действовавших в сотрудничестве с нами. Однако ничто не возымело действия, и кровавые расправы ужесточились. Тогда нам пришлось задействовать вариант "бет", то есть переход к поддержке оппозиции и требования к Асаду уйти в отставку.
- Наверняка вы говорите об официальной израильской позиции, которая совпадает сегодня с позицией США и Европы: Асад должен уйти, и чем скорее, тем лучше. На днях такую позицию озвучил министр иностранных дел Либерман, заявив, что уход Асада в максимально короткие сроки - это хорошо для Израиля, и пояснил, почему: новые правители страны будут так заняты собственными разборками, что им будет не до нас. Так какие же предпосылки, кроме нежелания Асада беседовать с оппозицией, привели к переменам в настроении правительства Израиля? - Мы предоставили им подробные сведения об объединении рядов оппозиции, принципиальных изменениях в армии и изменении позиции национальных меньшинств, в том числе друзов и христиан... Если еще несколько месяцев назад эти меньшинства были на стороне Асада, то сейчас их симпатии на стороне оппозиции.
- Вы можете сказать о представленных Нетаниягу данных что-то более конкретное? - Информация, переданная главе правительства, строго засекречена. Единственное, что я могу вам сказать, - что сирийская оппозиция обращается к нам за поддержкой.
- Но почему именно к нам, а не к Соединенным Штатам, Европе, ООН? -У сирийской оппозиции существует мнение - быть может, это уже некий стереотип, - что ключ к перемене власти в Сирии находится в руках Израиля, и до тех пор, пока Израиль не заявляет об официальной поддержке оппозиции, Асад не уйдет. Я думаю, здесь сказывается еще и недостаток информации. Представители оппозиции не читают израильскую прессу, выходящую на иврите, и не знают, что наши СМИ давно поддерживают идею смены режима. Во время телефонных разговоров я, помимо прочего, еще перевожу им самые важные газетные статьи. Сейчас идею отстранения Асада от власти поддерживают не только премьер-министр Биньямин Нетаниягу и министр иностранных дел Авигдор Либерман, но и министр финансов Юваль Штайниц, министр по развитию Негева Сильван Шалом и некоторые другие. Россия и Китай, все еще поддерживающие режим Асада, тем самым берут на себя ответственность за кровопролитие в Сирии.
- Диктатор - это, конечно, плохо, кровавые расправы с народом - тем более, и все же судьба Египта, где в результате "мирной демократической революции" к власти пришли "Мусульманские братья" и где, по оценкам Эхуда Яари, известного обозревателя Второго канала израильского телевидения, установилась демоанархия, заставляет насторожиться. Неужели в Сирии к власти придут исламские экстремисты? - По нашим прогнозам, этого не произойдет. Как я сказал, состав оппозиции за прошедшие несколько месяцев сильно изменился. Если в Египте исламских экстремистов поддерживают порядка 80 процентов населения, то в Сирии умеренные составляют довольно значительную часть населения. Как бы то ни было, обсуждаются возможности поддержки умеренных.
- Когда мы говорим о поддержке сирийской оппозиции со стороны Израиля, какие конкретно меры имеются в виду? - Помимо прочего, Израиль готов предоставить повстанцам Сирии гуманитарную помощь. Об этом официально заявил сегодня Аюб Кара.
У нас есть необходимые медикаменты, продукты, питание для младенцев. Проблема заключается в том, как эту помощь передать. Мы предприняли попытки договориться с соседями. Отправили письмо премьер-министру Турции Эрдогану с просьбой передать сирийцам гуманитарный груз, но он категорически отказался. Потом мы провели встречи с людьми из ближайшего окружения короля Иордании Абдаллы II, но и они ответили отказом, пояснив свою позицию так: Иордания предпочитает воздерживаться от того, чтобы принимать чью-либо сторону по отношению к противостоянию в Сирии.
Понятно, там опасаются, что если Асад уйдет, то следующим на очереди может оказаться король Иордании. Так что и этот вариант отпал.
Теперь мы отрабатываем вариант отправки гуманитарной помощи через европейские страны. Уже состоялась встреча с послом Франции в Израиле, на которой обсуждалась возможность отправки нашей помощи сирийцам через эту страну. Но и французы теперь, после истории с Ливией, проявляют гораздо большую осторожность. Они бы предпочли действовать вместе с другими странами ЕС, в особенности с Германией.
Сегодня ведется разговор, во-первых, о том, чтобы европейские страны помогли наладить поставку в Сирию гуманитарной помощи, включив в нее и израильскую, а во-вторых, чтобы Асад разрешил прибытие и распространение этой помощи.
- А как насчет пограничного перехода через Кунейтру? Известно, что израильские друзы минувшей осенью ездили навещать родных в Сирию именно через этот пограничный переход... - Этот вариант исключен.
- Ваши прогнозы?.. - Думаю, у Асада не осталось шансов, и теперь надо думать о том, как обеспечить Сирии демократическое будущее. Украинский след сирийского противостояния Было уже около часа ночи, когда зазвонил мой мобильный телефон. - Я получил сведения о вас и о вашей газете, - произнес по-русски незнакомый голос с едва заметным акцентом. - Могу предоставить вам некоторые подробности о том, что происходит в Сирии. Я - один из координаторов действий сирийской оппозиции.
Мой собеседник представился: кандидат технических наук Ахмед Джума, сириец, постоянно проживающий в Украине, доцент Кировоградского политехнического института. Говорит на хорошем русском языке.
- Добрый вечер, Ахмед. Объясните, пожалуйста, каким образом человек, постоянно проживающий в Украине, даже если он сирийского происхождения может стать координатором сирийской оппозиции режиму Асада? - Впервые я покинул Сирию еще в 1985 году - отправился в Украину учиться, выбрав специальность инженера-энергетика. Защитил диплом и кандидатскую диссертацию, получил должность доцента. Жена моя - украинка, у нас четверо детей. Мне очень хорошо жилось в Кировограде, но, знаете ли, родина все-таки притягивает, и пять лет назад я решил вернуться с семьей в Сирию. Думал, что мои профессиональные знания пригодятся родной стране.
Я приехал и вскоре убедился, что страна застряла в пятидесятых-шестидесятых годах, уровень жизни чудовищно низкий. Зарплаты составляют 100-150 долларов, при этом заработок в 150 долларов считается большой удачей. Я со своей кандидатской степенью тоже получал 150 долларов.
Мне не давали покоя идеи современной альтернативной энергетики. Я постоянно выступал с предложениями заняться строительством солнечных батарей, но всегда получал жесткий отпор: "Сирии нужна только ядерная энергетика". Мой украинский опыт убеждал меня, что этот вид получения энергии очень опасен, я пытался выходить на специалистов и убеждать их в том, что цивилизованный мир постепенно отказывается от атомных станций, но все было тщетно. Видимо, я выступал слишком громко и вывел кого-то "там, наверху" из равновесия. Мне стали поступать повестки - немедленно явиться на призывной пункт для службы в армии.
Я отказывался. Мне претила сама мысль о том, что я должен служить правящему режиму и стрелять в невинных людей. Начались угрозы. В общем, два года назад я вернулся в Украину и с тех пор здесь живу.
Когда в Дамаске начались волнения, представители сирийской интеллигенции, входящие в оппозицию, обратились ко мне за помощью.
- И в чем сегодня заключается ваша помощь? - Я занимаюсь координацией действий подразделений свободной армии Сирии. Дело в том, что между различными подразделениями практически нет связи, режим установил за ними тщательное наблюдение. Но выход нашелся: координация осуществляется через своих людей, находящихся за границей. Я - один из таких координаторов. Я получаю информацию о том, что такому-то подразделению не хватает оружия или, например, продовольствия.
Я передаю эту информацию другим подразделениям, даю команду, и между ними налаживается обмен. Кроме того, я занимаюсь сбором пожертвований в Украине среди членов диаспоры для сирийской оппозиции. Многие мои родственники арестованы. Их заподозрили в том, что, получая от меня деньги, они используют их не по назначению, то есть передают силам оппозиции. Чего-чего, а стукачей в Сирии хватает.
- Противостояние продолжается уже год, и конца ему пока не видно. Каков ваш прогноз? - Я считаю, что Асад, этот Гитлер 21 века, должен уйти в отставку. В противном случае последствия будут очень тяжелыми как для сирийского народа, который так и останется отсталым и угнетенным, так и для всего региона, поскольку связь между режимом Асада, Ираном и "Хизбаллой" окрепнет. Если наша революция не победит, то "созревающая" ядерная бомба Асада может быть сброшена и на Израиль. "Арабская весна" заставила нас смотреть на революции в нашем регионе очень трезво.
Демократические устремления - это, конечно, здорово, но как бы на практике не получилось повторение египетского сценария, прихода к власти "Мусульманских братьев". Это было бы просто ужасно! Мы сейчас разрабатываем свою экономическую модель новой Сирии, которая основывается на поддержке умеренных группировок.
> < ="originalAuthors">Виктория Мартынова>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.