Авторизация
 
  • 10:30 – Россияне стали лучше платить по ипотеке 
  • 10:02 – Налоговая случайно перечислила 76 млн рублей на счет женщины 
  • 01:37 – Встреча лидеров 11 стран ЕС и Турции отменена из-за теракта в Анкаре 
  • 15:07 – Зак Эфрон снимется в фильме об убийстве Кеннеди 

Оппозиции нечего предложить, кроме лыж для Путина

< =" ">

Вскипев на Болотной, протестное движение побулькало, да и разошлось пузырями по поверхности. На выходе – никакого навара, только неприятный осадок. Оппозиция, громко заявившая о себе на прошедших митингах, так и не смогла предъявить ни ярких лидеров, ни объединяющей позитивной идеи, ни внятной программы действий.

Как ни парадоксально, но единственный настоящий герой Болотной - Владимир Путин. Он ведь ее и породил: именно решение Путина о выдвижении кандидатом в президенты-2012 пробудило гражданскую активность и стимулировало объединение оппозиционных сил.

Но не нашлось никого, способного аккумулировать энергию этой волны и направить ее в созидательное русло. Нравственные предохранители полетели уже под первым порывом протестного возбуждения - записные демократы вступили в противоестественную связь с коммунистами и слились в экстазе с националистами. Стихийно попавшим в этот мутный водоворот неофитам протестных акций пришлось в очень сжатые сроки пережить целую гамму чувств – от разочарования до отвращения, пришедшего с осознанием вовлеченности в какой-то свальный грех.

В культурной столице катарсис революционного подъема подменила грязная склока, развязанная на митинге 4 февраля радикальным наци Николаем Бондариком. Причем он вовсе не «вырывался на сцену», как позднее пытались представить дело некоторые из организаторов. Слово ему дала, отрекомендовав чин по чину, лидер «Гражданского комитета» Ольга Курносова – очевидно, отблагодарив таким образом за предоставленный Бондариком грузовичок, на котором в компании с националистами она с комфортом прокатилась впереди бредущей по морозу колонны манифестантов.

Завершившийся потасовкой апофеоз объединения с националистами под лозунгом обеспечения массовости любой ценой имеет один очевидный результат: стремительный рост числа «рассерженных горожан», единых в своем желании послать куда подальше организаторов из обоих враждующих лагерей («Гражданский комитет» и «За честные выборы»).

Иной консолидации как не было, так и нет. Никаких уроков ни одна из сторон извлекать не собирается. Госпожа Курносова, в чьем интеллектуальном багаже по-прежнему одиноко побрякивает лишь перенятая у лимоновцев кричалка «Путин, лыжи, Магадан!», до глубокой ночи заседает с компаньонами, решая поставленную Николаем Бондариком задачу: «Показать, что мудаки они (оргкомитет «За честные выборы»), а не мы». Оргкомитет и питерская «Солидарность» исключают из своих рядов Курносову за причиненный вред оппозиционному движению. Общими усилиями им удается расколоть не только условных либералов, но и националистов – праворадикальное крыло исключает из своих рядов лидера национальных демократов Дмитрия Сухорукова, объявившего о намерении участвовать в последней февральской акции вместе с комитетом «За честные выборы». Уважаемых деятелей культуры, призвавших положить конец распрям и не позорить Петербург, попросту игнорят.

Горожанам, готовым сгруппироваться под лозунгом «нас всех тошнит», к финальной зимней акции подсыпали рвотного: на сей раз вносить раздрай будут уже не два, а целых три оргкомитета. Госпожа Курносова призывает выйти на улицы 25-го, обещая развлечь ариями московских гостей – Навального, Удальцова и Каспарова. В день общероссийской акции они, понятное дело, будут заняты в Москве. А потому питерцам надлежит перестроиться под их график, смирившись с поставленным диагнозом недотыкомок, не способных предъявить ни одного своего звездуна.

Комитет «За честные выборы» настаивает на 26-м, выйти в тот же день призывает и новоиспеченный третий оргкомитет – сформированный из представителей трех фракций городского парламента (КПРФ, «Справедливая Россия» и «Яблоко»). Они, как поясняет яблочный лидер Максим Резник, не могут выступать вместе с Курносовой «из гигиенических соображений». В то же время, немалая часть граждан из тех же соображений отказываются маршировать вместе с «продавшейся за мандаты» системной оппозицией, хотя имеют желание солидаризироваться с общероссийской акцией именно 26-го…

Даже в «благоприятной» для себя обстановке, при наличии поддержки немалой части населения, даже когда их «пустили в телевизор», оппозиционеры оказались способны лишь на то, чтобы пошуметь, переругаться между собой, запачкаться союзом с националистами и прочими радикалами и проявить свою полную несостоятельность.

Очевидно, что последний всплеск (причем уже очень вялый) случится после 4 марта. А потом все уляжется, народ отвернется от оппозиции, поскольку та ничего так и не смогла предложить.

Единственным объединяющим мотивом остается оппонирование Путину и его команде. При полном отсутствии альтернативных лидеров, внятной программы действий и элементарной способности договориться между собой и сплотить протестный электорат. И с поправкой на чудо (ну чего не бывает – вдруг оппозиционные деятели сумеют ради общего блага поступиться личными амбициями и своекорыстными интересами) эволюционное развитие ситуации потребует немало времени на поиск точек соприкосновения и выработку общей платформы. Пока же очевидно: даже временное с трудом достигнутое согласие грозит разрушиться, если убрать внешний раздражитель. Вот и выходит, что оппозиции президент Путин нужен не меньше, чем консерваторам – пусть и по другим причинам.

Брать власть оппозиция объективно не готова. У нее нет ни общего понимания того, какая именно система власти нужна, ни что с ней делать – только подпольная деятельность оппозиции знакома, привычна и симпатична. Даже если допустить гипотетическую ее победу (например, вследствие отмены и повторного проведения выборов), она неизбежно станет началом конца объединенной гражданской коалиции.

Между тем свой интерес в существовании такой коалиции может быть и у самого Путина. В условиях неблагополучной экономической ситуации третий срок обещает стать для него весьма непростым. Логично предположить, что ставку придется делать на формирование максимально работоспособного правительства, даже в ущерб интересам отдельных членов команды. И наличие сильной оппозиции – неплохой способ держать эту команду в тонусе, не давая ей особо зарываться. Конфликт и конкуренция – источник прогресса. Выходит, в ближайшие шесть лет для России и ее развития полезнее победивший (но не в легкую) Путин и – сильная оппозиция.

< ="originalAuthors">Александр Батрак

Источник:< ="">
  • Сегодня
  • Читаемое
  • Комментируют

Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.