Беларусь проклята нефтью. Не своей, а российской. Наша страна давно подсела на нефтяную трубу. Впрочем, если быть точнее, - ее туда сознательно подсадили частно-государственные партнеры из обеих стран. Они контролируют не только нефтянку, но и правительства.
Весьма комфортное положение нефтяных баронов сопровождается блокировкой всех рыночных реформ. Нефть так сильно дала в голову правительству Беларуси, что оно и не подумало всерьез о развитии малого частного бизнеса или привлечении прямых иностранных инвестиций. В 2011 году нефть для белорусского правительства стала альфой и омегой внешнеторговой политики.
Очень много в белорусско-российских отношениях вертится вокруг нефти. Остальное вращается вокруг газа. В итоге геополитику делают нефтебароны. Они заставляют плясать наши экономики под их дудку. Более того, нефть и нефтепродукты стали джокером Беларуси даже в отношениях с отдельными странами Европейского Союза. Именно эти товары во многом влияют на взлеты и падения белорусского планового номенклатурного хозяйства. «Черное золото» заставляет дрожать и плакать наш платежный и торговый балансы. Расклады нефтебаронов России и их младших партнеров из Беларуси во многом предопределяют валютную и финансовую стабильность. Идет пруха - власти Беларуси обещают людям золотые горы, правда, ограниченные 500-долларовой зарплатой. Ссорятся между собой нефтебароны, падают цены на нефть/нефтепродукты - и летит вся стабильность и партнерство в тартарары.
На гребне нефтяной волны
Беларусь в 2011 году попала на гребень уникально благоприятной нефтяной волны. Ее позитивное влияние на белорусскую экономику усилила всецелая политическая и дипломатическая поддержка Кремля. Таков был бартерный обмен за Единое экономическое пространство, за сдачу белорусского ПВО, продажу «Белтрансгаза» и окончательное закрепление белорусской нереформированной экономики в орбите российских интересов.
В 2011 году баланс внешней торговли Беларуси по сырой нефти и нефтепродуктам составил беспрецедентную величину плюс $982 миллиона. Такого щедрого энергетического гранта не было за всю историю существования белорусского нефтяного оффшора. Для сравнения: в 2010 году баланс по этим двух товарных позициям был минус $1016млн. Да, настроение белорусским властям подпортил тот факт, что за нефтяные договоренности белорусское правительство в 2011 году должно было вернуть в российский бюджет более $3млрд. экспортных пошлин. Но наши нефтяные бароны тоже не лыком шиты. Им очень хотелось заработать не только за счет прямых продаж нефтепродуктов в ЕС, но и путем чудотворных превращений минеральных продуктов в разбавители и растворители. При экспорте этих товаров белорусские нефтебароны и их российские партнеры не должны были России ничего возвращать. И речь идет не о копейках, а о сумме экспорта, превышающей $1,5млрд.
Главным партнером белорусских и российских нефтяных баронов стала Латвия, страна с особым мнением в отношении политики официального Минска. Экспорт разбавителей и растворителей в эту страну в 2010 году составил 240,6тыс. тонн - на $155,6млн., а в 2011 году вырос до 1520тыс. на 1110,3млн. Рост физических объемов в 6,3 раза при росте стоимостного экспорта в 7,1 раз был бы чудом корпоративного управления, если бы не резонный вопрос «Зачем Латвии более полутора миллионов тонн разбавителей и растворителей?».
Вторым крупнейшим партнером Беларуси по данной товарной позиции стала нефтебезотказная Голландия. Экспорт растворителей и разбавителей достиг 480,7тыс. тонн на $405,2млн. в 2011 году. В 2010-м такой товарной позиции в белорусском экспорте в эту страну вообще не было! Вместе с нефтепродуктами доля этих двух товаров в экспорте в Нидерланды в прошлом году составила 95,5%. В гораздо меньших объемах, но все же были замечены в покупке этих мистических белорусских товаров, цена на которые странным образом близка к цене нефтепродуктов, Эстония (на $25млн.) и Литва ($15млн.). Не исключено, что в 2011 году проходило лишь тестирование новых схем работы через эти страны на данном товарном рынке.
Нефть и нефтепродукты вне политики. Они делают политику
Нефть и нефтепродукты имеют особый статус в торговых отношениях между авторитарными странами и Европейским Союзом. Не стала исключением и Беларусь. Никакие резолюции, политические демарши и потоки брани не помешали свободному перемещению нефти и нефтепродуктов из Беларуси в ЕС.
В 2010 году Германия не покупала в Беларуси сырую нефть. В 2011 году она купила сырой нефти на $1,3млрд. Это 70,4% всего объема белорусского экспорта в эту страну. Поляки тоже купили немного сырой нефти - на $33,3млн. Рост экспорта нефтепродуктов в целом по сравнению с предыдущим годом - на 68,3%. Добавьте сюда еще экспорт сжиженного газа в Польшу в 2011 году на сумму $161,8млн. Вместе с нефтепродуктами это - 39,7% всего белорусского экспорта Польшу. Заметим, что экспорт нефтепродуктов в эту страну в 2011 году
Правительство Нидерландов тоже традиционно занимают жесткую позицию по отношению к нарушениям прав человека в Беларуси. Однако в 2011 году экспорт нефтепродуктов из Беларуси в Нидерланды резко увеличился - до $5,48млрд с $2,78млрд. в 2010 году. Почти в 2 раза. На эту страну приходилось 43,7% экспорта всех нефтепродуктов Беларуси. Именно они позволили Нидерландам укрепить свое второе место по объему экспорта РБ среди всех стран мира.
На втором месте по стоимостному объему экспорта белорусских нефтепродуктов оказалась Украина. В 2011 году наши отечественные и российские нефтяные бароны продали южной соседке этого товара на $2,8млрд., что на 84,3% больше, чем в 2010 году. Сегодня нефтеперерабатывающие заводы Украины стонут, останавливаются, не выдерживая конкуренции с белорусскими. Нефтепродукты достигают 2/3 всего объема экспорта нашей страны в Украину. По экспорту она является третьим партнером Беларуси, но без нефтепродуктов наши экспортные отношения были бы примерно на одном уровне с Польшей.
Одно из ключевых мест в торговле нефтепродуктами Беларуси продолжает играть Латвия. В 2011 году она нарастила покупки из Беларуси до $1,64млрд., что в 3 раза больше, чем в 2010-м. С учетом разбавителей и растворителей по объему покупки нефтепродуктов Латвия вплотную приблизилась ко второй по объему белорусского экспорта нефтепродуктов Украине. Чего только не сделаешь, чтобы загрузить порты и транспортную инфраструктуру небольшой гордой балтийской страны!
Эстонии пока далеко до Латвии, но темпы роста покупки ею белорусских нефтепродуктов в 2011 году тоже впечатляют. За рост в 12,7 раз по сравнению с 2010 годом можно похвалить не только белорусских, но и эстонских бизнесменов и политиков.
Итальянские бизнесмены в год визовых санкций ЕС к Беларуси купили у нас нефтепродуктов в 5,2 раза больше, чем в 2010-м, литовцы - в 3,4 раза больше. Только британцы сократили покупки в 2,4 раза, до $380млн. Тем не менее, и это немало - 3% белорусского экспорта нефтепродуктов.
В целом доля стран ЕС в белорусском экспорте товаров в 2011 году резко увеличилась - с 30,1% в 2010 году до 39% в 2011 году. В очередной раз Беларусь продала в ЕС больше товаров в стоимостном выражении, чем в Россию. Доля последней в нашем экспорте сократилась с 38,9% в 2010 году до 34% в 2011-м.
Для простачков во внешней политике Беларуси может показаться, что наша страна в очередной раз поворачивается лицом к Европейскому Союзу. На самом же деле такие результаты торговли нефтью и нефтепродуктами указывают на растущее влияние России в Беларуси, на интернационализацию нефтяного бизнеса, который умеет обходить даже самые высокие политические барьеры.
Сегодня для него наступило еще одно испытание - полноценная дипломатическая война между ЕС и Беларусью с высылкой послов и резким обострением политических отношений. Надо признать, что все чаще в важных коридорах ЕС звучат предложения обратиться в Кремль, чтобы он сделал что-нибудь с Беларусью. Авторам такого рода предложений невдомек, что он уже начал активную фазу своего многоходового сценария. Осталось убедиться, осведомлен ли о нем А. Лукашенко
> < ="originalAuthors">Ярослав Романчук>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.