. Люди Тягныбока держали национальные и партийные красно-черные флаги ОУН и свои партийные знамена. Кричали: «Долой либеральный фашизм!», «Чемодан-вокзал-Берлин», «Меркель капут!»
Предысторию этой гнусной ситуации во избежание спекуляций можно прочитать на официальном сайте киевского представительства Фонда Гайнриха Бьолля. Уважаемая структура носит имя немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии, приютившего в свое время на Западе Александра Солженицына.
В сообщении сказано, что речь идет о совершенно официальном мероприятии, проводимом этой структурой, посольством ФРГ и Немецкой службой академических обменов. Это цикл лекций историка Г. Россолинского-Либе на темы «Степан Бандера: жизнь украинского революционного ультранационалиста и память о нем, 1909-2009 гг.», а также «Проблема ОУН-УПА, этническое и политическое насилие в Западной Украине 1939-1950 гг.».
Были запланированы три лекции – во Львове, Киеве и Днепропетровске.
И вот непосредственно перед приездом немецкого историка ему, вопреки ранним договоренностям, отказали в выступлении сначала в Днепропетровске.
Затем наступила очередь Киева: согласно официальному сообщению киевского представительства Фонда Гайнриха Бьолля анонс лекции Гжегожа Россолинского-Либе в Центре визуальной культуры Киево-Могилянской Академии администрация этого вуза использовала как один из поводов закрытия этого центра.
В киевском представительстве Фонда Гайнриха Бьолля прямо обвиняют в случившемся "Свободу": организаторам стало известно, что партнерские институции в Днепропетровске получили звонок от людей, которые назвались представителями ВО Свобода и высказали свой протест против проведения лекции. Там считают происшедшее – цитирую: недопустимым случаем прямого вмешательства политических организаций в академическую жизнь. И еще один вывод "киевских немцев": закрытия ряда академических площадок для выступления историка из Берлина под разнообразными поводами свидетельствует о плачевном состоянии академических свобод в Украине.
Читая выводы Фонда Гайнриха Бьолля, комментарии представителей ВО Свобода и политических аналитиков я не переставал удивляться.
Не запрету на лекции немецкого историка в Киеве и Днепропетровске. Во Львове, надо понимать, тоже отказались. Кто из академических ученых хочет стать жертвой политических экстремистов? А вдруг их угрозы – всерьез? Там ведь помнят, о Ярославе Галане
А Фонду Гайнриха Бьолля остается только посочувствовать – крепких Вы выбрали себе партнеров.
Не от свободовских размышлений – свободных, разумеется, от знания истории и здравого смысла. Некто Александр Аронец, по фотографии – подросткового вида, подписавшийся членом киевского городского комитета ВО Свобода, выступил сразу в двух изданиях – LB.ua и Gazeta.ua – с аргументацией акций Свободы. Здесь полный набор. Скажите, а выражение днями до нас завітав німець польського походження ¥же´ож Россолінський-Лібе не является расистским? А слова прямі нащадки нацистів повчають нас тому, хто повинен бути українським героєм! напоминают хоть какую-то политкорректность?
Особенно возмутили юнца слова Г. Россолинского-Либе из его книги, изданной в Канаде, что міф Бандери змусив частину української діаспори в Канаді та інших країнах вшановувати фашистського, антисемітського і радикально націоналістичного політика, прихильники якого не тільки прагнули співпрацювати з нацистами, але також убивали євреїв, поляків, росіян, тих українців, які не були націоналістами, та інших людей в Україні, котрі сприймалися як вороги священної ідеї нації.
Охота на неугодных ученных и книги – это фирменный знак украинских неонацистов. Такая же ситуация была в случаях с выставкой "Украинские праведники. "Волынская резня: польские и еврейские жертвы ОУН-УПА и переизданием книги Виктора ПолищукаГорькая правда: преступность ОУН-УПА.
Идея академической свободы так же чужда националистам Тягныбока, как и их идеологическим предкам, сжигавшим на кострах книги Томаса Манна и Анны Зегерс. Остается надеяться, что праведный гнев националистов Свободы надежно оценят в Германии и в других странах Шенгенской зоны. Да, я о том, о чем вы подумали: стоит ли таким людям давать шенгенские визы?
Хочу в связи с этим процитировать слова Андреаса Умланда, немецкого ученого, работающего в Украине, в Корреспонденте. Во-первых – о теме лекций Гжегожа Россолинского-Либе: украинцам придется
примиряться со своим прошлым, в том числе с тем, что история ОУН имеет много сторон. И поскольку в Украине немного серьезных научных трудов по этой теме, украинцам стоит быть благодарными за возможность узнать точку зрения специалистов вроде Гжегожа Россолинского-Либе – даже если они с ним и не согласны. Его обвинение ОУН в том, что это была, по крайней мере, частично фашистская организация, разделяют серьезные, международно признанные европейские историки-коллеги.
Во вторых – об их восприятии. А. Умланд пишет: я нахожу реакцию политического и гражданского сообществ в Украине опасной. Здесь, очевидно, стоит вопрос о свободе самовыражения, в частности, свободе академических исследований.
Что касается политической реакции, то я с Андреасом Умландом не соглашусь. Партия регионов давно и последовательно выступает за демократическое развитие Украины, что несовместимо с агрессивным национализмом, являющимся официальной идеологией Свободы.
За другие партии я отвечать не буду, но А. Умланд сам может поинтересоваться следующими вопросами. Где протесты партий, которые входят в так называемый Комитет отпора диктатуры? Людей Тимошенко? Почему нет протестов Арсения Яценюка? Виталия Кличко? Западным дипломатам это ни о чем не говорит? Если посол Тейшейра позволяет себе давать оценки Президенту, давайте послушаем его оценки подобным действиям оппозиции.
И почему молчит наше гражданское общество? Не потому ли, что люди, которые хотят говорить от его имени, больше занимаются политикой, а не общественными интересами?
Вадим Колесниченко
Сопредседатель Международного антифашистского фронта
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.