В начале 2012 года было опубликовано сразу несколько зарубежных изданий, объединенных общей темой — «Who is Mr. Putin? 12 лет спустя». При этом предлагаемые в книгах подходы к феноменологизации Владимира Путина существенно разнятся.
Биограф знаменитостей Крис Хатчинс заинтересовался личной историей экзотического регионального лидера. На выходе получился текст, озаглавленный без изысков – «Путин», – этакий том ЖЗЛ, в котором повествуется о «неплохом парне» и «самом интересном современном политике». Маша Гессен, напротив, написала книгу о «крестном отце мафии, которая правит страной», и назвала книгу подходяще – «Человек без лица». Это история урожденного сотрудника органов госбезопасности, рассказанная не столько в криминальном, сколько в демонологическом ключе.
Принципиально отличается от них книга британца Ангуса Роксборо «Железный Путин». Здесь речь идет не о личности политика Путина и не о том, кто он по природе, доброжелатель или патентованный злодей, – Роксборо исследует эволюцию государственного деятеля. С момента вручения ему ядерного чемоданчика в 1999 году и до выдвижения на третий президентский срок 24 сентября 2011 года. Видя финал, Роксборо прямо заявляет: «Начинал Путин иначе. Цель этой книги – проследить и объяснить, как все изменилось».
Концепция Роксборо парадоксальна и, вместе с тем, вполне жизнеспособна: нынешнего Путина создали его успехи и, самое главное, неуспехи во внешней политике.
Who is Mr. Roxburgh?
Автор «Железного Путина» Ангус Роксборо – не просто британский журналист. Он двойной инсайдер. В конце восьмидесятых он работал московским корреспондентом Sunday Times, в девяностые – московским корреспондентом BBC, а уже в нулевые успел побыть советником Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Владимира Путина, по взаимодействию с западными СМИ.
Собственно, Ангус Роксборо – крайне полезная «говорящая голова». В сети можно посмотреть его интервью программе BBC «Meet the Author» или послушать лекцию в Лондонской школе экономики. Роксборо умеет популярно и подробно объяснить, с чем Россия выходит к Западу, как Запад относится к России и как Россия, в свою очередь, реагирует на это отношение. В целом, то, о чем рассказывает Роксборо, – это система двойных стандартов, формальное партнерство субъектов, не имеющих партнерских стратегий развития. Запад хочет реализовать преимущество, полученное в результате успешного окончания холодной войны; Россия стремится обрести былую мощь.
С «Железным Путиным» Ангус Роксборо стал еще и полезной «пишущей головой». Его предыдущие книги просто рассказывали о нас Западу: в 1987 году он писал о советской газете «Правда», в 1991 году – о горбачевских преобразованиях. «Железный Путин» способен пригодиться нам, здесь и сейчас. Судите сами. Роксборо не скован политической конъюнктурой, при этом в его книге проговариваются практически все основные (по крайней мере, известные мне) теги путинской и путинско-медведевской эпохи – от Буйнакска и Волгодонска до «Общероссийского народного фронта» и амфор. Сверх того, в книге есть масса фактов, которые не помешало бы усвоить заново.
Первый закон Владимира Чурова, как сам Чуров пояснил в 2007 году, – «Путин всегда прав». Борис Немцов подготовил первую встречу Путина с олигархами в 2000 году. Владимир Милов разрабатывал в правительстве Касьянова – Грефа проект не случившейся в итоге газовой реформы, которая, как не сложно догадаться, предполагала демонополизацию газового сектора. Ахмад Кадыров в 1995 году объявил джихад России. В Британии Путина на заре его президентства называли «грозненским мясником». Простой дайджест событий новейшей истории России показывает, что единственная стабильность, которой мы пока достигли, – это стабильность в распределении властных полномочий.
За мной не заржавеет!
Прочтение «Железного Путина» дает понять: у Владимира Путина есть два агрегатных состояния – «вне конкуренции» и «вне себя». Собственно, когда Путин не «вне конкуренции», он – «вне себя».
Выходить победителем на внутренней арене Путину пока удавалось сравнительно легко: достаточно вспомнить подавление НТВ, Ходорковского, конкурентов на выборах и на предвыборной дистанции (включая Дмитрия Медведева, которого та же Маша Гессен язвительно назвала «первой леди»).
На международной арене Путин, по большей части, сталкивается с серьезным противодействием: мюнхенская речь, Олимпиада-2014 и победа в войне с Грузией с лихвой уравновешиваются американской ПРО в Европе, цветными и арабскими революциями.
Что мешает Путину добиваться большего? Не в последнюю очередь – тот факт, что у иностранных государств слишком часто, по меркам Путина, сменяются лидеры. Это неудобно, учитывая то, какое значение Путин, называющий себя «специалистом по общению с людьми», придает личным контактам. С другой стороны, Путин регулярно сталкивается с неприемлемым для него тоном западных СМИ. Консультанты по массмедиа (в числе которых в свое время оказался и Ангус Роксборо) неоднократно объясняли, насколько нужна открытость ведомств. Однако для Путина открытость – это частота протокольных появлений в СМИ и жесткость формулировок, а не умение отвечать на острые вопросы и растолковывать свою позицию.
Наконец, главное противостояние, обозначенное Роксборо в его книге, – это борьба двух не партнерских внешнеполитическим установок. Западный паттерн таков: «Никакой «российской идеологии» нет, и желание [России] высказать свое мнение о событиях в мире – лишь бледное подобие советского стремления распространить коммунизм по всей планете». Ответный посыл: мы сделаем подобие советского стремления менее бледным.
Так возникает парадоксальное путинское решение, подобранное им, судя по всему, не сразу: для успеха России в многополярном мире нужно покрепче собрать ее в кулак. В условиях демократии это сделать не просто. Но, как шутит Роксборо, Путин убежден, что он — единственный гарант демократии в своей стране.
В этой связи хотелось бы продемонстрировать один эпизод. В спортивных трансляциях принято повторять опасные моменты. В конце многих фильмов показывают неудавшиеся дубли. В данном случае вы сами можете решить, опасный это был момент или неудавшийся.
> < ="originalAuthors">Владимир Чесноков>Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.