В пятницу российский премьер Владимир Путин символичным нажатием на кнопку запустил насосы терминала в Усть-Луге, которые начали отгрузку нефти на танкер «Невский проспект». Ночью танкер должен отправиться в Роттердам, открывая этим первым рейсом новый маршрут экспорта российского черного золота на Запад. Может сложиться ощущение дежавю: полгода назад Путин символичным «кликом» мышки запустил насосы неподалеку от Санкт-Петербурга, начав этим наполнение газопровода «Северный поток» голубым топливом, которое должно было пойти по дну Балтийского моря прямо на немецкий берег, минуя традиционные маршруты экспорта российского газа через Центральную Европу.
Запущенный Путиным в пятницу терминал Усть-Луга имеет аналогичное значение. Это конечная точка нефтепровода БТС-2 (Балтийская трубопроводная система-2), который идет от границы с Белоруссией к берегу Финского залива
Государственный концерн «Транснефть», монопольно управляющий экспортными нефтепроводами, уложил 1000 км этого трубопровода в рекордно короткие сроки – всего за два года. Инвестиция была начата в середине 2009 года, когда в мире бушевал финансовый кризис, сильно ударивший и по России. Но «Транснефть» не скупилась на траты и вложила в БТС-2 около 4 млрд долларов. Зачем?
Нефтеперерабатывающие предприятия в Центральной Европе производят топливо в основном из российской нефти, которая до настоящего времени поступала им по трубопроводу «Дружба», построенному в эпоху холодной войны. Российские нефтяные компании также пользовались «Дружбой» для экспортного транзита нефти через территорию государств бывшего Восточного блока.
Многие российские эксперты не сомневались, что дело здесь было не в экономических выгодах. «Политические мотивы строительства БТС-2 заметны невооруженным глазом», - писал влиятельный еженедельник Smart Money. Руководство компании не скрывает, каковы были цели данной инвестиции: в своем вчерашнем заявлении «Транснефть» подчеркивает геополитическое значение нового нефтепровода и терминала в Усть-луге. Он позволит «диверсифицировать маршруты экспорта российской нефти и снизить транзитные риски при ее транспортировке на зарубежные рынки».
Геополитическое значение нового трубопровода более образно описал в конце 2010 года в своем интервью вице-президент «Транснефти» Михаил Арустамов: «БТС-2 - это, как атомная бомба, - средство сдерживания, гарантия от политического шантажа», - заявил он. На вопрос, вернет ли себе Россия благодаря этой инвестиции утраченную в результате распада СССР полную экспортную независимость, он сказал: «С учетом недалекой перспективы запуска порта в Усть-Луге мы уже никак не будем зависеть от стран, по которым проходят трубопроводы, ведущие в чужие порты. Портовые мощности будем использовать только свои, даже принимая во внимание прогнозируемый прирост отечественной нефтедобычи».
Запуск нового трубопровода первой почувствует на себе Польша.
Конец транзита через Гданьск
Чтобы обеспечить работу терминала в Усть-Луге российским концернам придется изменить маршруты экспорта нефти. Они откажутся от транзита через нефтепорт в польском Гданьске.
«С начала года мы загрузили российской транзитной нефтью только два танкера и ожидаем, что будет еще один. Транзит прекращается», - сообщил нам глава компании «Нефтепорт» Дариуш Коберецкий (Dariusz Kobierecki). Гданьскому терминалу пришлось пережить шок уже в середине прошлого года, когда российские нефтяники прекратили перегружать в Гданьске нефть, поступающую на экспорт из Казахстана. Этим кружным путем часть казахской нефти шла на рынки всего мира, включая Китай. В польской государственной трубопроводной компании PERN, которая управляет польским отрезком нефтепровода «Дружба» и является одним из основных акционеров гданьского «Нефтепорта», нам тогда заявили, что транзит был приостановлен, поскольку в России возрос спрос на нефть, а часть сырья из Казахстана, которое шло раньше в Польшу, российские концерны стали направлять в Китай напрямую.
Падение объема транзита ударило по компании «Нефтепорт», причем гданьский терминал имеет стратегическое значение для НПЗ в Польше и восточной Германии. В случае проблем с поступлением российской нефти по трубопроводу он призван обеспечить доставку нефти, поставляемой танкерами, на польские и на два немецких нефтеперерабатывающих предприятия.
Однако глава «Нефтепорта» спокойно смотрит в будущее своей компании. «Транзит уменьшился, но мы ожидаем, что объем импорта нефти танкерами на польские предприятия увеличится», - сказал Коберецкий. По неофициальной информации, во втором квартале текущего года от 20 до 30 процентов нефти, которую польские НПЗ получали раньше по трубопроводу, будет приходить морским путем. Нефтепорт связан с НПЗ компании Lotos в Гданьске, а также посредством т.н. поморского трубопровода с НПЗ компании Orlen в Плоцке (P
Источник:< ="">>
Предлагаем получить высшее образование в России с оплатой после получения. Купить настоящий диплом можно здесь.